10 лет во скорбях: фестиваль Doom Over Kiev 2017

Как-то так вышло, что на крупнейший думовый фестиваль в пределах 600 километров, Doom Over Kiev, довелось попасть лишь к его десятому юбилею, когда скорбные осенние звезды слились в двухдневной констелляции, объединившей SATURNUS, CLOUDS, SWALLOW THE SUN и EYE OF SOLITUDE — чего уже, в принципе, было достаточно для внеочередного мини-отпуска в украинской столице. Но не только хэдами запомнился фест: забегая вперед, скажу, что слабых или неинтересных групп в эти грустные, но вдохновенные выходные не было вовсе — к тому же организаторы достаточно грамотно растусовали команды по стилям, чтобы совсем уж не впасть в тлен и уныние: кондовую думовую беспросветность в «Атласе» разбавляли то психодел, то пост-метал, то блэк, не то чтобы особенно веселя, но, по крайней мере, оттеняя черно-белую картинку фломастерами иных расцветок и вкусов.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Сам клуб понравился: по размеру напоминающий расширенную версию «Брюгге», он порадовал сидячими местами по периметру; вторым этажом со столиками и диванами; тремя барами; отдельной курилкой и чистыми туалетами. Также к концертному залу — спустя стойки с мерчем — там примыкает кафе, в котором можно еще немножечко выпить и перекусить черным бургером: полезная опция для концерта, который длится 8 часов кряду. К тому же в течение шоу на улицу из «Атласа» не выпускали — очевидно, опасаясь конкуренции с ближайшей кафешкой и магазином «Сельпо».

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Однако главное не в удобствах. Главное — в течение обоих дней фестиваля звук был практически идеальным (чуть-чуть фонило лишь на сете WOE UNTO ME), и ничто не мешало, распластавшись в пронизанном вспышками прожекторов мраке, получать годовую дозу вселенского сплина. Временами даже с признаками передозировки: когда выступление SATURNUS, завершавшее первый день, затянулось на два часа плюс бис, люди, не относящие себя к преданному фан-клубу датчан, начали зеленеть лицом и покрываться испариной — так что лишь обещанный на финал сета хит «Christ Goodbye» не позволил немедленно прекратить страдания и удавиться вызвать «Скорую помощь». Или такси.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Впрочем, судя по энтузиазму зала и развернутой перед сценой растяжкой а-ля «добро пожаловать», нефанатов собралось не так уж и много: сотни одухотворенных мужчин и женщин (преимущественно, впрочем, все-таки мужчин: девушек на DOK было процентов 30-40) неустанно колбасились, подпевали, снимали происходящее на камеры и мобильные, а также радостно визжали, узнавая в длинном сетлисте любимые песни, а также — с особым вниманием — прислушиваясь к презентованной новой, намеченной к будущему альбому «сатурнусов».

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Группа выступала с ответной душевностью: благодаря Киев за прием и любовь, Томас Йенсен (поднабравший, к слову, в последние годы вес и заметно округлившийся — этакий толстячок-бодрячок) воодушевленно жестикулировал и принимал драматичные позы, хороня Веронику и щедро раздаривая собравшимся свой сумрачный Рай. А затем снова радужно улыбался: дум думом, но, видно, мужичкам было искренне хорошо и комфортно. Брайан же Хансен, кудрявый, симпатичный, какой-то вообще удивительно плюшевый, и вовсе не в состоянии был удержаться в серьезности: время от времени басист разворачивался лицом к барабанщику и начинал корчить забавные рожицы, высовывая язык и куражась.

Отступать от похоронного образа, впрочем, позволяли себе очень немногие: так, ставший главной звездой фестиваля добродушный лысый крепыш Дэниел Ниго позволял себе шутить и улыбаться только вне сцены — на которую он, как на работу, подымался за два дня четырежды: фронтменом EYE OF SOLITUDE и CLOUDS, а также приглашенным вокалистом WOE UNTO ME («Triptych: Shiver, Shelter, Shatter») и внезапно SWALLOW THE SUN, для которых он исполнил мужские партии в главном бестселлере группы «Cathedral Walls» (партии Аннет шли в записи).

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

На сцене Дэниел был крайне серьезен; входя в образ, он и сам едва не рыдал, погружаясь в небольшую, но душераздирающую дискографию CLOUDS: песни, бросающие в дрожь; песни, обрывающие жгутики нервов; отпевающие и воскрешающие; омытые дочиста слезной меланхолией, продирающей до позвоночника даже каменно-непробиваемых скептиков. (Впрочем, что бы они забыли на подобном концерте?) CLOUDS — это очень. Это напрочь. Это вообще. И по качеству исполнения, и по накалу эмоциональных надрывов, от которых теряешь ощущение пространства и времени, — выступление CLOUDS оставило в сознании черную зияющую дыру. И, вне всяких сомнений, стало одним из наиболее запоминающихся моментов DOK 2017.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Впрочем, вторая главная группа Дэниела (хотя, возможно, и первая: поди попробуй расставь приоритеты этих мультиинструменталистов/музактивистов), EYE OF SOLITUDE, также впечаталась и впечатлила: ее всепоглощающий фьюнерал звучал как Прострация, затягивая беспросветной воронкой и лишая права дышать. Камерно-траурная атмосфера; изматывающая медленная монотонность; нутряной жуткий гроул. И — пустота. Матовый черный пузырь, расплескавшийся горечью. Сама квинтэссенция дума — и, пожалуй, самая трушная, беспримесная команда всего фестиваля.

Что характерно, свет и на CLOUDS, и на EYE OF SOLITUDE выстроен был приблизительно одинаково: темная краснота с высвеченным вокалистом на «облаках» и аналогичное пятно, но уже в синеве — на EOS. Никаких визуализаций. Максимум логотип.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Большинство других команд использовали экран более креативно. Так, на сцене с 1914 маршировали черно-белые войска, падали солдаты и взрывалась земля, обтянутая колючими кольцами проволоки. Артистичная и жуткая, приблэкованная и болотно-вязкая, львовская группа гипнотизировала и втаскивала в свой грязно-окровленный ад: гимнами умирающим; проклятьями тем, кто бросал умирать ни за что; болезненно-ломаной походкой и мимикой измазанного сажей боев вокалиста-безумца, прицельно расстрелявшего зал из своего микрофона-винтовки. Страшно, образно, выпукло — честно признать, этот сет украинцев мне понравился даже больше, чем на Kilkim Žaibu летом: атмосфера (лес, дождь, все это вот) там была, конечно, аутентичней, но в Киеве звук вышел интенсивнее и плотней, достигнув максимальной своей концентрации и вывернув кишки бездонным отчаянием кавера на «Something In The Way». Кстати, буквально в начале октября группа выпустила новый сингл Stoßtrupp 1917. Не забудьте послушать.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Второй украинской смежностилевой группой, разбавившей плавное течение дума, стала местная RAVENTALE (которую, напомним, через месяц ждем в Минске в гости) со своим пронзительно-призрачным, стремительным и воздушным, многослойно-окутывающим и мягко леденящим дум-блэком. Пятого октября у киевлян вышел восьмой полноформатник Planetariumпо словам лидера команды, представляющий собой фантасмагорию о новом планетарном порядке. Ну а музыкально — продолжающий фирменную тропу RAVENTALE. Кто хоть раз слышал — поймет. Кто видел на сцене — запомнит. Ибо выступают они всегда феерично. Очень красиво. И профессионально.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Чуть менее понравилась другая киевская команда — VIN DE MIA TRIX: техничные, креативные, набирающие в последние годы обороты дэз-думеры, считающиеся, по словам организаторов феста, «думовой надеждой Украины». Особенно в свете выпущенного в этом мае второго полноформатника Palimpsests — длиной в полтора часа и количеством в четыре темы (две композиции этой группы = полноценный сет на DOK), вместившего невероятное количество экспериментов и кроссжанровых находок, мелодических фишек и аранжировочных трюков. Играют здорово — тут безо всяких вопросов. Но мне лично, признаться, было немножечко скучно: во-первых, на сцене группа довольно статична (к тому же отсутствие видеофона и хоть какой-то картинки в их случае — шаг спорный); во-вторых, прогрессивный подход а-ля «всего много и сразу» со временем разъедает фокус, мелодии ускользают, и к середине темы с трудом уже помнишь, с чего она начиналась. Но, быть может, просто имеет смысл послушать в наушниках, внимательнее и без сравнения с яркими шоу коллег по дум-фесту.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev Таких, например, как MOTHER WITCH & DEAD WATER GHOSTS в гипнотической оболочке мистического думрок-психодела. Единственная девушка-вокалистка на сцене за все время феста. Ведьма в гранжевом наряде, заклинательные репетативы, теплый сильный чувственный голос на фоне развязных гитар — и шамански-сладострастные танцы призраков над спящим болотом. Интересный, неформатный коллектив из Одессы, черпающий темное вдохновение в котле возрождения оккультного рока/неопсиходелии конца нулевых.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

..Итальянцы PLATEAU SIGMA, миксующие траурный дум с чем-то вроде ANATHEMA конца 90-х. Трогательно. Нежно. Минорно. Изысканная горчинка — с резкими обрывами настроения и проникновенными переходами с гроула в чистый. Хорошая, приятная группа — но, по большому счету, не уникальная. Из серии: послушал, насладился, забыл.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

С точки зрения разноплановых миксов куда мощнее зашли ODRADEK ROOM, открывавшие второй день феста и буквально с первых же нот втащившие в водоворот искрящейся меланхолии. Мелодичный дум-дэз, прог-миражи, облачное пост-метал марево: мечтательная и фэнтезийная, меняясь и обращаясь изо льда в пламень, эта группа, балансируя на дымчатой грани, звучала поразительно гармонично и одухотворенно — слегка лишь скомкав свой сет бесконечными извинениями вокалиста за сорванный голос. Ну… что тут скажешь, бывает. Обиднее было даже не за вокал, а что в начале второго дня людей собралось до неприличия мало. Зал был полупуст — ну и зря.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

По части зрителей куда сильнее повезло началу дня первого: народ массово сгрудился на танцполе уже ко второй песне минского демонического оркестра NEBULAE COME SWEET, со всеми их чертями и рваными эмоциями, надрывом и пройденной уже неоднократно — до мозолей на пальцах — ошеломительной Ночи, «Солярисом», ноктюрном, экстазом и холодным взглядом инфернально-невозмутимой виолончелистки, восседавшей среди разноцветно-сверкающего экзорцизма, как заклинательница в змеях. Ох… вживую эта группа никогда не подводит! И на мой вкус, NEBULAE COME SWEET — все-таки лучшее, что появилось на белорусской экстрим-сцене за долгие годы. Смотреть и слушать их я готова почти бесконечно. (К слову, Черный Ноябрь в «Брюгге» уже не за горами — там будут и NCS, и WOE UNTO ME — в общем, все, что из Беларуси эффектно экспортировали на Doom Over Kiev 2017. Не считая, конечно же, посетителей: белорусов, приехавших ради феста машинами, самолетами, караванами и поездами. Знакомых в клубе было так много, что казалось, будто я в каком-то «Репаблике».)

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

WOE UNTO ME, с продуманным видеорядом, при костюмах и в скорби, представляли вживую свой новый альбом Among The Lightened Skies The Voidness Flashed, периодически перемежая его песни темами из всем давно знакомого, уже три года кряду погружающего в тлен и кручину дебютника A Step Into The Waters Of Forgetfulness. Это было эпично. Трагично. Массивно. Погребальный дэз-дум in optima forma — под «Angels To Die» которого на фоне, аки с небес, спускались обнаженные ангелы, розовощеко застывая в леденящих мелодиях.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

А затем… все как-то внезапно закончилось. На второй день, словно презрев наиболее медленное из экстремальных искусств, время будто ускорило ход — и вот, предваряемые спичем организатора мероприятия Евгения Dargaard’a, начинают отстраиваться SWALLOW THE SUN. Одна из самых ожидаемых групп фестиваля. Одна из моих любимых тематических метал-команд нулевых. По словам Евгения, привезти их было непросто — мол, в этом году финны практически не выступают, и позволил их заманить лишь факт юбилея. (Хотя, если погуглить, например, то можно заметить: весной у группы был тур по США, а летом они активно играли по европейским фестам.) Так или иначе, эту команду действительно ждали — чтобы как минимум поаплодировать гению Юхи Райвио, не устающему генерировать сочные хиты готично-думового (и еще какого угодно: стиль не имеет значения) мелодичного метала.

фестивали обзоры концертов Doom Over Kiev

Вокалист Микко, в черной накидке и шапочке, был малоприветлив и мрачен; при каждом удобном случае он поворачивался к залу спиной или удалялся за сцену. Тем не менее, ни экспрессии, ни драйва инструменталистам было не занимать — и группа, как могла, восполняла интровертность фронтмена. Сетлист они выбрали жесткий и, я бы сказала, неочевидный: «Silence Of The Womb», «Psychopath’s Lair», «Rooms And Shadows», «Out Of This Gloomy Light» — дважды выйдя на бис и дополнив ряд песнями «Night Will Forgive Us» (за что от меня отдельное спасибо!), «Swallow (Horror Pt. 1)» и «Descending Winters». Зал буйствовал и отрывался — устраивая оголтелые хайротряски с нехарактерными для думеров задором и энергией, а также отказываясь верить, что праздник окончен, и до следующего Doom Over Kiev еще целый год.

Ну и… что тут добавить. Рада, что наконец добралась до этого фестиваля. Спасибо организаторам за доброжелательность и контактность, за великолепный и со вкусом выверенный состав, за четкость расписания (единственная накладка: несмотря на то, что журналистам в первый день строго наказали явиться в за час до начала, запуск начался лишь вместе со всеми, по окончании саундчека). Это действительно внушительный уровень, ради которого полтыщи километров — не крюк.

Теги: , ,



Комментарии

(* если хотите процитировать чей-либо комментарий, нажмите на красную ссылку >>> под ним; для цитирования части комментария выделите нужный текст и опять-таки нажмите на эту ссылку)

  1. Dr. Chaos 19.10.2017 в 09:42

    Надеюсь, случаев суицида за время феста не случилось от передоза грусти и печали? А то ж из клуба не выпускали во время этого марафона тоски. Я б столько не выдержал…

  2. Anastasiya 19.10.2017 в 11:56

    Dr. Chaos написал(а):
    Надеюсь, случаев суицида за время феста не случилось от передоза грусти и печали? А то ж из клуба не выпускали во время этого марафона тоски. Я б столько не выдержал…

    Когда ехала, я боялась, что впаду в тотальную тоску и депрессию )) Но, к счастью, состав был достаточно разнообразен (особенно хорошо зашли приблэкованные команды), чтобы без проблем протусить в клубе два дня от и до. Суицидов не наблюдала. Ну… некоторые пускали слезу временами, было такое.

  3. Nokt 19.10.2017 в 13:26

    Anastasiya написал(а):
    некоторые пускали слезу временами, было такое.

    дыа!

  4. Loretta 19.10.2017 в 18:30

    Фу, какие все загонные. Дум — это чудесная позитивная музыка. Хотя в ожидании christ goodbye от сатурнуса успела прочитать все новости по 3 раза)))

  5. Tular 20.10.2017 в 00:56

    Если дум позитивный — значит, это стоунер

  6. Antonarchus 21.10.2017 в 05:31

    Tular написал(а):
    Если дум позитивный — значит, это стоунер

    +!

Оставьте свой комментарий

антиспам-проверка (введите число) *

Читайте также:

Осенние тыковки. Новая тема HELLOWEEN с Майклом Киске и Каем Хансеном

Пока я собираюсь с мыслями и фотографиями с самого думового мероприятия сезона, украинского феста Doom Over Kiev, предлагаю отведать свежепозитивной тыквенной кашки, которую заварили HELLOWEEN в качестве рекламы своего . В песне "Pumpkins...

Close