(статья приурочена к выпуску альбома Enemy Of God ‘2005)
Если попросить среднестатистического метал-фэна назвать навскидку три самых известных трэш-метал группы Германии, вы наверняка услышите: «KREATOR, SODOM, DESTRUCTION«. На аналогичный вопрос о трех самых-самых мировых трэш-коллективах, скорей всего, получите: «METALLICA, SLAYER, KREATOR» — в такой примерно последовательности. А… если усложнить задачу и выйти на уровень экстремально-общемузыкальный («знаковые коллективы метал-музыки»), думаю, все равно так или иначе будет назван KREATOR — может, не в тройке, но, как минимум, в десятке. Переоценить этих монстров звуковой агрессии просто невозможно — как невозможно не отметить очевидный факт: пройдя два десятка лет творческой активности, KREATOR все так же беспредельно свеж, брутален и бескомпромиссен, и последний на сегодняшний день альбом Enemy Of God бьет нержавеющим железом по сердцам и головам слушателей не менее убедительно, чем легендарно-культовые Endless Pain, Pleasure To Kill и Extreme Aggression.
Начало работы над очередным диском ознаменовалось поисками второго гитариста: сначала SODOM’овец Майкл Вулф, также известный как Дестрактор (R.I.P. — в 1993-м парень разбился на мотоцикле), затем Йорг Тжебятовски, при участии которого были записаны EP Out Of The Dark… Into The Light и альбом Terrible Certainty (1987). «Этот материал должен несколько отличаться от Pleasure To Kill, — комментирует рабочий процесс Милле, — он станет на порядок медленнее, но при этом техничнее. Последний LP вышел слишком уж стандартно-трэшевым, посему необходимо привнести какие-то более-менее оригинальные фишки»… (Ага, кто-то, видимо, намекнул Петроцца на «пагубное слэйеровское влияние»…) Мы, наконец-то, поняли, что не стоит пытаться загружать народ какими-то супернавороченными делами — лучше просто писать классные песни и радовать ими своих фэнов. Прошли, к счастью, те времена, когда необходимо было как-то удивлять лэйблы и других музыкантов, доказывая им, что ты умеешь здорово лабать — сейчас это, будем надеяться, многие уже заметили… То есть доказывать более ничего не нужно — остается только сотворить чего-нибудь по-настоящему хорошее…»
Альбом Terrible Certainty и впрямь получился хорошим — но не более того, без открытий и откровений. Во всяком случае, успех следующей пластинки оказался столь безумным и всеобъемлющим, что в 1989-м уже никто и не вспомнил о существовании предшественника! Речь, конечно, о Крайней агрессии (Extreme Aggression), после реализации которой разве что глухие посмели сомневаться в величии thrash-таланта KREATOR. Именно на этом этапе, кажется, группа уверенно переступает планку мировой популярности, чему в немалой степени способствует мега-турне по США, Австралии, Японии, Аргентине, Бразилии, Чехословакии, Чили. Восторг и триумф победителей!
Петроцца, кстати говоря, слово свое сдержал: наворотов в музыке порядком поубавилось, структуры стали четче и проще (что, однако, не пошло в ущерб качеству), а сами песни — несколько… хм… доступнее, что ли… ну и играть их на многочисленных концертах, надо полагать, стало полегче! «Некоторые идеи Extreme Aggression значительно переросли наши старые вещи, — говорит Милле, — и, думаю, на сей раз мы достигли той ступеньки, на которой группа начинает сочинять свои лучшие темы». Однако, несмотря на массовое признание (а может, как раз таки благодаря оному), у KREATOR появляются проблемы иного характера. Цензура. Критики, старательно приписывающие и без того небезобидной лирике коллектива что-то совсем уж криминальное.
Петроцца рассказывает: «Помню, нас как-то «поимели» в одном журнале, проводящем антинаркотическую акцию: некий товарищ перевел на немецкий язык тексты BLACK SABBATH, SLAYER и KREATOR, пытаясь доказать, что все они — о наркотиках. Прикол в том, что в качестве иллюстрации пагубности наших идей было взята песня «Stream Of Consciousness» из Extreme Aggression, посвященная, в общем-то, женщине-медиуму, обладающей способностью общаться с представителями иных миров… Эти же придурки, кроме наркотиков, «обнаружили», что она, оказывается, была членом сатанинской секты, и отсюда — вывод: Петроцца — сатанист, коли такие песни пишет. Прикиньте, какое дерьмо! Взрослые образованные люди, вроде бы, а занимаются таким идиотством!.. (немного подумав, поостыв…) Ко всему нужно подходить философски, не забывая о том, что не существует ни чистого добра, ни чистого зла, — иначе как добро, не имеющее антипода, может выглядеть «добрым»? Жизнь двойственна, и я, честно говоря, не понимаю, почему дозволено писать песни только об одной из ее сторон, ведь вторая имеет на это такое же право…
..Если говорить об Extreme Aggression, то в этом, хотя и не концептуальном, альбоме все песни базируются на каком-то из проявлений агрессии, что, в общем-то, и указывается в его названии… Это не только, конечно, какие-то общественные дела, есть и совершенно личные вещи, но в основном данный альбом рассматривает два момента: как мы живем сегодня и что со всем этим можно поделать. Меня, например, многое просто бесит — другое дело, что я предпочитаю выражать свою агрессию позитивно, в музыке, а не идти и убивать… Если говорить конкретно о песнях, то, например, «Bringer Of Torture» говорит о проблеме насилия над детьми; «Nothing Will Last» — о том, что ничто не вечно под Луной, хотя люди и предпочитают забывать об этом; в «Stream Of Consciousness» поднимается проблема безразличия людей к окружающему их миру: они просто живут своей мелкой эгоистичной жизнью, не задумываясь даже, почему они поступают так или иначе и кто велит им так поступать… Хотя чего я тут все рассказываю? Слушайте и думайте сами».
А пока мы слушаем и думаем, на дворе наступает год 1990-й, когда на удивление плодовитые «криэйторы» радуют нас своим очередным шедевром, Coma Of Souls. На обложке альбома впервые появляется символ KREATOR — злобная демоническая башка, включающая в себя, если присмотреться повнимательней, композицию со знаменитого полотна XV века. Место у второго гитарного станка к тому моменту занимает «содомовец» Фрэнк Годзик, а для записи альбома группа впервые покидает немецкие студии, отправляясь в Лос-Анджелес, к радушным фэнам и суперпрофессиональным продюсерам. Результат? Мрачный, мощный, техничный, мелодичный, мастерски реализованный трэш-метал альбом — ровный и одновременно ударный, с хитовой позицией номер три («People Of The Lie»). Критика и фанаты с привычным уже восторгом принимают новую работу — однако, несмотря на заслуженные лавры, переполненные залы и восторженные вопли, нет-нет, да и промелькнет слабый шепот упрека: «Да сколько ж можно уже? Хватит, парни, одну и ту же колею топтать, слабо обновить свой звук? Не боишься экспериментов, а, Петроцца?» Почему-то мне кажется, что именно этот затосковавший червячок зашевелился в мозгу «криэйторовского» предводителя — ну, скучно же, скучно, согласитесь, когда всегда все хорошо, предсказуемо и стабильно? Скучно.
Помимо обещанного думомрака, непривычных атмосфер и прогрессивных настроений, в Renewal четко прослеживаются индустриальные элементы, трансформирующие привычные трэшевые заморочки в нечто необычное, безумно привлекательное и интересное. Одним словом… эксперимент удался, верите вы мне или нет. После выпуска альбома группа отправляется в затяжное европейское турне, обернувшееся, как оказалось позднее, не только новым триумфом, но и серьезными внутренними проблемами: «Этот тур и в самом деле был дико утомительным, — говорит Милле, — и, к сожалению, не все оказались способны принять вещи такими, каковы они есть, и адекватно реагировать на стрессы». Говоря конкретнее, жертвами стрессовых ситуаций становятся басист и барабанщик коллектива, которых сменяют на посту Кристиан Гислер (бас) и экс-драммер WHIPLASH Джо Кангелози. «В наших парусах — свежий ветер, — улыбается Петроцца, — творческий взаимообмен и уровень энергии приближаются к отметке 100%, и это просто супер!»
Результат? В 1995-м свежий ветер, как оказалось, дул на удивление жестко и брутально. Альбом с символичным названием Cause For Conflict (Причина конфликта) серьезно обломал всех, кто предсказывал дальнейшее «поглючнение» саунда KREATOR. Обновление состава, смена лэйбла (GUN Records) не помешало возвращению коллектива к своему классическому звучанию: техника, агрессия, ярость и мелодичность, узнаваемый вокал Милле — на этот раз все было на своих местах, и старые фэны бросали в воздух чепчики — надеясь, что дух экспериментаторства более ничего не «напортит» и не потревожит. Радовались, как оказалось, рано. В 1996-ом KREATOR под видом нового полноформатника выпускает Scenarios Of Violence — ремиксы старых песен (преимущественно с Coma Of Souls и Renewal) в сочетании с двумя свежеиспеченными произведениями. Как признались сами музыканты, трек-лист составлялся коллективно: вот, мол, сидели они как-то, слушали свои прежние дела, ностальгически почесывая боевые раны, и решали, что там особо нуждается в улучшении…
«Это своего рода творческий путь группы, — говорит Петроцца,- но он не должен восприниматься, как обычная автобиография команды. В большей мере это даже описание того, что происходит в современном мире…» Надо ли говорить, насколько мрачной вышла картинка? Думаю, не надо. Почитайте тексты, включите музыку, проникнитесь.
Проходит еще два года. Сменив выпускающую вывеску на Drakkar Records, группа: а) продолжает ваять хиты; б) снова уходит в дебри экспериментов и инноваций; в) снова вызывает разброд и шатания в собственных фэн-легионах. В 1999-м на свет появляется еще один неоднозначный, нехарактерный и необычный полноформатник KREATOR — Endorama. На этот раз готический, для полноты картины приукрашенный гостевым участием Тило Вульфа из LACRIMOSA. Не хочу никого ни в чем (пере)убеждать. Вы, конечно, можете перекроить по-своему историю команды, оставив на своих полках только чистые, жанровые бронебойные орудия — дело, как говорится, хозяйское. Однако позвольте признаться: для меня Endorama был и остается одним из самых любимейших дисков — не только в рамках творчества отдельно взятого коллектива, а вообще. Безупречный с мелодической точки зрения, красивый, эмоциональный, тонкий, продуманный альбом, изящный и при этом безусловно тяжелый, хитовый от начала и до конца. Многие его, конечно, не поняли и не приняли. Однако, если вы считаете себя меломаном, потрудитесь когда-нибудь… послушайте. Endorama, явившись уникальным продуктом экстремальной сцены, в 1999-м установила новые стандарты звучания — это факт. Поэтому, кстати, несмотря на возросший гул голосов недовольства, раскрутился и продавался альбом очень прилично — талант, как говорится, не пропьешь и не спрячешь.
Согласно внутренней логике развития группы, на смену «неправильному» диску должно прийти что-то бесспорно прямолинейное, старое-доброе и традиционное. Так оно и вышло. Выпустив две независимые друг от друга ретроспективные компиляции: Voices Of Transgression (GUN Records, 1999, состоит в основном из песен периода Outcast-Endorama, двух новых вещей, каверов SISTERS OF MERCY и RAW POWER) и Past Life Trauma (Noise Records, 2000, старые трэшевые боевики из альбомов, выпущенных на Noise), в 2001-м KREATOR возвращается, чтобы сказать, что никуда он, собственно, и не уходил. Альбом Violent Revolution (Steamhammer Records) с уже знакомой демонической «тыквой» на обложке становится той сталью, которая, как известно, говорит последнее слово. Чистая мощь! Такой агрессии, такой энергетики, таких скоростей мы не слышали уже давно — и, кстати, тем более символично звучит Past Life Trauma: Насильственная Революция возвращает фирменный стиль команды к истокам, безо всяких компромиссов и скидок на возраст. Кстати, снова не без смены гитарного состава: вместо Веттерли мы получаем горячего финна Сами Юли-Сирнио — именно в такой боевой комплектации группа существует по сей день. За выпуском полноформатника следуют длительные гастроли — итоги которых, в свою очередь, находят отражение в концертном DVD Live Kreation: Revisioned Glory, реализованном Steamhammer’ом в 2003-м году (объять необъятное в рамках одного видео, конечно, нереально, но парни, по крайней мере, постарались зацепить вниманием каждый альбом).
А в 2004-м «криэйторы» снова запираются в студии, чтобы произвести на свет достойного продолжателя дела Violent Revolution — яростного и бескомпромиссного Врага Бога (Enemy Оf God). 12 боевиков в лучших традициях группы — 12 убедительных слов в защиту истинного, раскаленного агрессией метала. И если (возвращаясь к прологу этой истории) те же легенды-основатели-монстры жанра METALLICA/SLAYER давным-давно забыли о том, как играется настоящий трэш, то KREATOR не оставляет места для пагубных сомнений. Они всегда с нами, все в той же нестареющей/нержавеющей стальной форме. Браво, что еще сказать…