Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Brutal Assault 2015: «Теперь известно, как выглядит долбаный ад»

Brutal assault 2015

Brutal assault 2015

…так Дани Филс, густо потеющий в своих кожаных одеждах и гриме, вкратце охарактеризовал происходящее. Около двух десятков тысяч волосатых людей, полуголых или в черном, в меру грязных, в меру потных, в меру обгоревших; плавящийся от жара воздух, пропитанный пылью и ароматами косячков, иссохшая трава и шкалящие с утра до ночи децибелы. Четыре дня. Грайнд, дэз, трэш, блэк, дум. В чешском Яромерже стартовал юбилейный, двадцатый по счету фестиваль Brutal Assault. И в брутальности на этот раз недостатка нисколечко не было.

О том, что представляет из себя этот фестиваль, где проходит и как там все организовано, я достаточно подробно писала в отчете с мероприятия 2012 года, так что повторяться не буду. В 2015-м это воспринималось уже как возвращение домой. Сначала — «чернеющая» с каждым днем Прага. Потом гостиница «Чернигов» в Градец-Кралове со сходящим с ума ресепшеном и баром-рестораном, в котором с самого утра звучало хэви-металлическое бодрилово из телефонов, а взлохмаченные постояльцы заливали в себя вкусное чешское пенное. В гостинице, как и в кемпинге Яромержа, движуха не прекращалась ни на миг: когда прибывшие с последними автобусами в три-четыре часа ночи, измученные жарой и алкодемонами, прекращали орать и падали спать, с петухами пивом просыпались осоловелые жаворонки и, кто умывшись, а кто поблевав, занимали места на широкой лестнице «Чернигова». В теньке. Пока не началось пекло.

Одним из бесспорных хитов этого года стала погода: с первого и до последнего дня градус шел по нарастающей, в свои лучшие моменты поднимаясь до +37. По сути, достаточно комфортно становилось только после 9 вечера — чтобы со следующего утра по новой очаровывать посетителей феста блеклым, практически безоблачным небом, тропическим солнцем и ненавязчивой атмосферой душной сауны. Между выступлениями групп, кроме рекламы фирменных трусиков «brutal ass» и прочего официального фестивального мерча (очередь за которым, к слову, стояла на протяжении всех четырех дней — и майки-рубашки скупались тысячными тиражами), периодически транслировался прогноз погоды. И, как все в этом месте (brutal bar, brutal merch, brutal экскурсии), также с пометкой «брутал». Или сдохни, или стань сильнее.

В первый день металисты старались не терять марки: многие приехали в стилах, берцах, ньюроках, а самые талантливые дамы — даже в сапогах Demonia из искусственной кожи. Жилетки с нашивками, рубашки, майки с логотипами всех цветов и жанров, девушки в колготках и при макияже — ну, в общем, готовились как могли. Ближе к ночи на лица самых стильных и нарядных легла суровая печать боли и мизантропии. Что, в принципе, неплохо совпало с финальным атмосферным сетом группы MAYHEM, на котором Аттила, озверело оравший про «Deathcrush», «My Death», «Freezing Moon» и «De Mysteriis Dom Sathanas», стоя, словно великий диктатор, за трибуной, вытаскивал и демонстрировал собравшимся разные предметы. Смотрите, мол, вот петля. Вот черепок. Выступление, кстати, понравилось — хотя фанаты утверждают, что при Маньяке было лучше.

Также в первый день великолепно зашел TRIPTYKON с инфернально мрачным Томом, двумя каверами CELTIC FROST и «Messiah» HELLHAMMER. Круто, убедительно и мощно. Достойно выступили MELECHESH, CARNIFEX. Традиционно дохло — SOULFLY (хотя Кавалера все-таки был поживее, чем в Минске, когда он просто стоял, выпучив глаза и, казалось, встретит кондратия, если случайно сделает лишнее движение). И кстати, тем, кто еще в чем-то сомневался, буквально через сутки представилась возможность оценить SEPULTURA. И естественно, Грин, Киссер и компания вырулили на высоте. А когда многотысячная толпа, освещаемая вспышками софитов, прыгала, сотрясая землю и стены крепости, оглушительно скандируя «рууутс, блади руутсс» — от этого, ребята, от адреналина и ощущения единения, от того, что эти многие тысячи из разных стран и разных национальностей, вот сейчас, в настоящий миг разговаривают на одном с тобой языке, чувствуют и понимают ровно то же, что и ты, — от этого, как от тока, коротило нервы и пробирала дрожь. И к черту та жара. Ради таких моментов можно все.

На второй день вычурных нарядов, кожи и ботинок стало заметно меньше: металхеды доставали из закромов шлепки и кроссовки, раздевались — до шорт, трусов, купальников, лифчиков с шипами. В палатках метал-маркета усиленным спросом пользовались мини-юбки, майки без рукавов, панамки, шляпы и арафатки. Ну а тех же, кто, презрев тлен, продолжал ходить в стилах, длинных напульсниках, кожаном плаще или в многослойном черном платье, провожали взглядами со смесью сочувствия и уважения. Тру-человек. Молодец. Только смотри не умри. В разгар дневного шоу, издав характерный сигнал, на танцпол приезжала пожарная машина, окатывая публику прохладными мощными струями.

ARCTURUS

Музыкантов, конечно, было жалко: во-первых, с точки зрения имиджа не каждый может позволить себе выйти полуголым, и многим приходилось страдать в своих масках-одеждах-корпспэйнте; во-вторых, на дневные команды приходило мало людей, предпочтя в раскаленное время суток попивать прохладительное под сенью деревьев или под стенами крепости за территорией феста вместо того, чтобы, скажем, хлопать крышками унитазов, поддерживая угарных гор-грайндеров RECTAL SMEGMA. Или даже PRO-PAIN. В общем, в пиковые часы под любимые группы слэмились лишь самые упоротые фанаты — что, конечно, печально. Но факт. Моя любознательность, признаться, также была подорвана погодными условиями — так что приходила послушать далеко не все. И, скажем, лишь случайно зацепила сет чешских инструменталистов MODERN DAY BABYLON, представляющих собой симпатичную джент-грувовую версию MAYBESHEWILL. А кого-то (наверняка не менее хорошего) упустила и вовсе.

тушат пожар

Кстати, одним из наибольших разочарований стал перенос выступления NE OBLIVISCARIS. Очень хотелось их увидеть вживую — однако по итогу сет поставили на 2 часа ночи последнего дня, когда все автобусы до «Чернигова» уже были расписаны (наш аккурат на два часа), а в 7 нужно было подниматься, чтобы успеть на поезд до Праги и самолет в Минск. Так что не вышло. Надеюсь, в следующий раз австралийцев определят уже не на дальнюю Metalgate-сцену на задворках, где плоховат звук, пыль столбом и отчетливо тянет туалетами, а на одну из основных, чтобы в полной мере оценить разнообразную палитру их музыки.

Кстати, забавно: «деды» digital hardcore ATARI TEENAGE RIOT, задвигавшие про антиглобализм, Wikileaks и корпоративные угрозы, также выступали на дальней «добавочной» сцене, и — что совсем уж оскорбительно — туда изначально планировались CANDLEMASS, которым повезло перебраться на хэдлайнерские места одной из больших сцен лишь благодаря неприехавшим KILLING JOKE. На неуютной Metalgate я, по сути, отслушала только KYPCK (ох, там сразу было видно, сколько на фест приехало русскоговорящих!), да и то пару песен, «Имя на стене» и «Аллея Сталина», которые вместе с Эркки от и до пели сотни человек. Вживую они не понравились. Мрачная и депрессивная по задумке музыка исполнялась до неприличия бодро, вокалист неустанно подзадоривал народ, кричал, мол, хэй-хэй, давайте зажигайте, — и вкупе с «советскими» текстами все это смахивало на некий матрешечный балаган. К тому же основную сцену в этот момент разносили THE DILLINGER ESCAPE PLAN. И такое, со всем их истошным, истым депрессивом, диким напором и парализующей мощью, пропустить было нельзя. Очень хотелось бы увидеть группу в Минске. В концертной версии они чистое зверство.

По сравнению с 2012-м годом инфраструктура фестиваля улучшилась. Стало заметно больше разнообразной еды, в основном жареное — макароны с мясом и овощами, грибы, рис, капуста, куча вариаций на тему колбасок, гамбургеров и пр. Были даже фрукты, сладкое и палатка для веганов. Широкий выбор алкоголя: пиво, вино, ликеры, сидр, коктейли — все, как обычно, изрядно разбавленное… что, наверное, к лучшему. Ибо откровенных зомби было не так уж и много (как могло бы быть, наливай там все по-честному). Большим спросом пользовалась просто вода. К сумеркам сотрудники общепита смотрели на посетителей с ненавистью и, было видно, имели в виду и это место, и этот фестиваль, и метал, и вообще. Только вьетнамская братия, как андроиды, работали круглосуточно. В душных палатках с утра до ночи жарили свои макароны и улыбались. Этих ничем не проймешь.

Впрочем, кому хотелось алкоголя покрепче, упопроться могли без проблем в барах города: кафешки, вернувшие вывески а-ля «Сатан», радушно принимали волосатых посетителей. По городу были разбросаны палатки общепита, из большинства которых гремел очумелый дэз, хэви или трэш. Будто метастазы, метал расползался по городу, оставляя черные пятна на площадях и на аллейках, за пределами крепости и в ее подземельях — везде, куда ни глянь, экстремальная саранча брала Яромерж безо всякого боя. И это было самое прекрасное — чувство, по которому я скучала после первого в жизни «ассолта» и скучаю теперь, когда все закончилось. Чувство, что ты среди своих. Ты дома, ты в любой момент можешь поговорить с первым встречным, с кем угодно, будь то финны, бразильцы, австралийцы или поляки — и будешь понят. Атмосфера дружелюбия, уважения, братства, что ли. На обычном концерте таким не проникнешься.


Организаторы, ратующие за экологичность (снова в ходу были фирменные многоразовые стаканы), позаботились об обилии туалетов на территории и за территорией феста; многие даже с умывальниками. Везде урны и мешки для мусора. Так что засрали Яромерж, скажем, умеренно. Для приезжающих на поездах от вокзала и до крепости были расставлены указатели «concert», «camp»; в синема-хаузе крутили олдовые ужастики и фильмы о метал-музыке; была организована выставка фотографий Питера Беста.

Традиционный метал-маркет с мерчем, дисками и готическими шмотками (дико впечатлили омерзительно-брутальные дизайны маек в палатке лейбла Bizarre Leprous, просто ухх). Навесы для отдыха. Душ, умывальники с питьевой водой. Плюс всякие визуально приятные мелочи: встроенные пентаграммы в крепостных окнах; зловещие персонажи и части тела, расставленные и развешенные по округе; проход «смертей» в черных балахонах по стенам крепости — в общем, за 20 лет многочисленная команда, работающая над Brutal Assault, научилась делать так, чтобы людям было и интересно, и комфортно. Хотя появились (или были раньше, но я не заметила?) странные ограничения по проходу на «второй этаж» (т.е. естественную трибуну на танцполом). Многие знакомые так и не смогли приобрести желанный браслетик.


Звук в целом был хорош (не считая технических проблем, испортивших вторую половину сета NAPALM DEATH) — хотя левая, Jagermeister-сцена, как показалось, в целом звучала тише, чем вторая. Например, CRADLE OF FILTH банально не хватило мощности — хотя верещал Дани старательно, и подборка песен оказалась хитова: «Cthulhu Dawn», «Born In A Burial Gown», «Cruelty Brought Thee Orchids», «Her Ghost In The Fog», «From The Cradle To Enslave». «Nymphetamine» без женского вокала прозвучал странно — и не очень понятно, почему новая девушка, клавишница и бэк-вокалистка Lindsay Schoolcraft, певшая на одной из новых песен, не взяла на себя партии Лив Кристин. Ну не бог весть какие сложные же.

Из того, что понравилось ожидаемо: VILDHJARTA, NAPALM DEATH, KRISIUN, CRYPTOPSY (хотя целиком не осилила: очень уж было жарко), ASPHYX, SEPULTURA, GODFLESH. Любимый KREATOR откатал ровно, качественно, но почему-то без большого восторга. Хотя за «Phobia», «Violent Revolution», «Pleasure To Kill» («Are you ready to kill each other????» — орал Милле переполненному танцполу, в воздух вздымалось пламя, а с неба почему-то падали ленточки туалетных бумажек) большое спасибо. Впрочем, вполне возможно, что эффект от KREATOR был смазан предшествующим выступлением CANNIBAL CORPSE, которые не то что играли — они шлифовали, размазывали, аннигилировали, уничтожали все дожившее до вечера. Фишер, явно в хорошем настроении, шутил с публикой — чтобы уже через минуту, превратившись в рычающую вращающуюся турбину, снова размазать мозги присутствующих своим «I Cum Blood» или «Evisceration Plague». И в финале, добивая, «Hammer Smashed Face». Ну естественно.

THE DILLINGER ESCAPE PLAN

KATAKLYSM порадовали мелодично-качевыми «The Black Sheep», «In Shadows & Dust», «Crippled & Broken». WALLS OF JERICHO — яростью и трицепсами вокалистки. BLOODBATH, BRUJERIA — как-то мимо. А MARDUK, которых я бы с удовольствием послушала вживую с программой, начиная с «Рима» и до Frontschwein включительно, задумали сыграть на фестивале целиком Panzer Division Marduk, и лишь потом пару новых вещей. Молотилки Panzer… просто не выдержала — уехала, хотя, по отзывам более лояльных слушателей, у шведов все получилось достойно.

DEATH DTA (DEATH TO ALL — напомню, трибьют-группа, состоящая из экс-участников DEATH, в том числе драммера Gene Hoglan, басиста Steve Di Giorgio и гитариста Bobby Koelble, и играющая песни DEATH) отлично откатали классику: «The Philosopher», «Leprosy», «Symbolic», «Crystal Mountain», «Pull The Plug» — а вокалист Max Phelps, даже визуально напоминающий Шульдинера, достойнейшие отыграл его партии и спел. Чуть в более брутальной манере, чем Чак, но тоже очень здорово. Помянули под ночными звездами ушедшего в вечность. Это было действительно хорошо.

Из того, что превзошло ожидания (не такие уж, на самом деле, и маленькие): великолепный и, несмотря на разгар жарищи, прочувствованный сет ARCTURUS; волшебные ENSLAVED (ну вот как, как у этой группы получается с каждым годом становиться все лучше?), оргазмический эпик от PRIMORDIAL; убедительные и мощные EINHERJER. SOLSTAFIR, от которых вообще невозможно ждать слишком многого: все равно всякий раз умираешь, как в первый. На этот раз их выступление пришлось аккурат на закат — когда вечерняя пелена начала укрывать разгоряченные тела, солнце тихо выцветало, посылая под «Fjara» последние лучи и вкрадчиво-печально напоминая, что все в этом мире уходит. И фестивали, и жара, и лето, которое мы вот уже почти просрали потеряли. Жаль, в самые трогательные темы SOLSTAFIR назойливо вмешивалось жужжание отстраивающихся на соседней сцене SUICIDE SILENCE — картину они все-таки портили. А Адди стенал пронзительней прежнего — видно было, ему, детищу северной Атлантики, дико жарко и ужасно на этом празднике жизни, однако он все-таки пел, подвывал и даже немного «ходил в народ» — на руки первых рядов.

AT THE GATES, CANDLEMASS, HEAVEN SHALL BURN отыграли ударно, но, не будучи любительницей ни первого, ни второго, ни третьего, так и осталась к ним равнодушна. KATATONIA внезапно не впечатлили (хотя были в числе фаворитов): когда видела группу вживую лет 10 назад, они выкатывали более разнообразный сет-лист. Были и песни из Brave Murder Day, и из Discouraged Ones. Здесь же все слилось в сплошную страдательно-однообразную череду с редкими вкраплениями хитов вроде «Ghost Of The Sun» или «My Twin». Но, возможно, дело просто в личных привязанностях: для меня любимая KATATONIA — это все-таки 90-е.

Что же касается самого-самого… тут все достаточно предсказуемо. За четыре дня было всякое: и восторги, и недоуменное пожимание плечами, и внезапные озарения, и мысль «блин, ну это ж отличная банда, почему не вставляет?». Свои поражения и победы. Но одно перекрыло все: и предшествующие сеты, и усталость после насыщенного длинного фестиваля, и даже подлейше подкатившую простуду. В конце четвертого дня (не последние, еще в списке значился ESOTERIC — однако слушать его уже не было ни возможностей, ни даже большого желания), в плотной августовской чешской ночи, на сцену вышли VADER. И вот тут буквально накрыло. Окружающее перестало существовать — остались только пулеметные очереди, скорострельно-колючий трэшевый саунд и яростный, рвущий ночь в клочья вокал Петера. «Decapitated Saints», «God Is Dead», «Silent Empire», «Cold Demons». Сокрушение. Злоба. Неистовость. После VADER мир словно обрушился. «Go To Hell» — и да, Дани был прав. Мы, возможно, в аду. И этот ад классный.

P.S. Фоторепортажа как такового не будет — так что подождем официальные отчеты. Некоторые из использованных выше фотографий свои, некоторые позаимствованы тут и вот тут. По ссылкам можно увидеть больше. Ну и жду в комментариях ваши впечатления!

Exit mobile version