Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

SAMAEL: Из крови воцарится… свет!

(статья приурочена к выпуску альбома Reign Of Light ‘2004)

В удивительные времена мы живем все-таки. В удивительном пространстве, где ничто не истинно, и, следовательно, все дозволено. Дивные трансформации переворачивают с пяток на уши клише музыкального и околомузыкального мира: вавилонские блудницы здесь, старея, превращаются в добропорядочных матерей, бунтари-рокеры, подрастеряв былой экстремизм в борьбе с зелеными змиями, обращают взор к богу и метят в лик святых, а кровавые злобари-сатанисты-мизантропы, повзрослев, начинают петь гимны Сияющим Звездам и Вселенскому Свету. И… готова поклясться богами и демонами: 20 лет назад мрачные швейцарские подземелья, отплевываясь ядом и ненавистью, в самых диких фантазиях не могли предположить, что лелеют в своих сырых недрах одну из самых «просветленных» метал-групп нашего времени. И хотя, приняв при крещении огнем и металлом имя Самаэля, негоже притворяться белым, пушистым и непарнокопытным, что ж… что ж… времена меняются, и если ничто не истинно, то все дозволено — по крайней мере, самим Дозволяющим.

А теперь я расскажу историю Великого Перехода от начала и до конца. Авось разберемся. «Мы начали заниматься музыкой в 1987 году, задавшись целью сотворить самый мрачный стафф, какой только возможно», — вспоминают братья Ворфалак и Кситрас свои первые попытки низвергнуть мир в пучину тотального хаоса и мизантропии. Выпустив в 1987-88 две сырых и малокачественных демки, Into The Infernal Storm Of Evil и Macabre Operetta, полных медленно-давящего, но при этом инфернально жесткого dark-death-black метала, SAMAEL немедленно попал в число приспешников андерграундной революции, возглавляемой CELTIC FROST и HELLHAMMER. Обе работы были, надо отметить, весьма необычны для своего времени — и оттого особо примечательны. Группа с самого начала своего существования продемонстрировала чудеса звукового воплощения всеуничтожающей мрачности, тлетворной замогильности и кровавой бласфемичности. Да-да, Князь Мира Того наверняка был польщен: Worship Him (Поклоняйся Ему) — заявили «самаэли» в 1990 году и, судя по материалу, представленному на этом полноформатнике, настроены были весьма серьезно. Хрипяще-массированная блэк-метал-инвазия, легионы смерти — устрашающая агрессия и злоба, бурлящая в звуках SAMAEL, не оставляла шансов… Группа — в которой к тому моменту наблюдалось пополнение в виде товарища Массмисеома на басу (настоящее имя Кристоф Мермод, также известен по участию в ALASTIS), — немедленно приобрела статус культа… темного культа. Ворфалак: «Я живу на dark side, и всю жизнь стараюсь поломать существующие мостики между «этим» и «тем» миром, однако это совсем не значит, что я следую банальной сатанинской философии. Я иду гораздо дальше…»

Следующий удар последовал двумя годами позже, когда при участии Century Media из тотальной Тьмы на свет появился второй сокрушительный полноформатник швейцарцев, Blood Ritual (Кровавый Ритуал). Медленный, созданный из одиннадцати песен-обрядов, песен-заклинаний, простых, но цепляющих риффов и ломаных ритмов, фирменной завораживающе-грузяще тяжелой и мистической атмосферики, он забил очередной гвоздь в гроб всего святого… а великолепное стильно-инфернальное оформление и бескомпромиссная лирика добили окончательно… Песня «Total Consecration» представляет собой молитву «адским легионам», а «With The Gleam Of The Torches» и «Bestial Devotion» во всех леденящих душу подробностях описывают процесс жертвоприношения… «SAMAEL — группа, не признающая компромиссы! » — гордо заявил Ворфалак в интервью журналу «Легион» ( #5’1997). И, кстати, не соврал.

Вопреки ожиданиям фэнов, критике критиков и прогнозам гидрометцентров, в 1994-ом вечная тру-энд-ивэл мерзлота саунда команды начинает постепенно подтаивать, и Ceremony Of Opposites (Церемония Противоположностей), новая работа коллектива, со старта потрясает своей… прогрессивностью, что ли?..
«Вершина становится дном, фантазия воплощается в реальность, убеждения меняются, а границы рано или поздно стираются напрочь…», — запели в 1994-ом вчерашние черные маги и человеконенавистники. Метаморфоза, впрочем, во многом пошла на пользу «самаэлям», раскрыв неожиданный аранжировочно-мелодический потенциал группы. Клавиши, сэмплы (на это дело в состав был ангажирован некто Рудольф), ритмичность, структурная четкость, кристальная прозрачность реализации — за начисто стершимися стилистическими границами образовалось огромное непаханое поле под условным названием «dark metal»… или, если быть точнее, «dark metal швейцарский» (пройдет несколько лет, и за «отцами жанра» поскачут резвые кони ALASTIS, EVER SINCE, а также еще полдесятка молодых коллективов).

Расселину между САМАЭЛЕМ прежним и САМАЭЛЕМ новым углубил последовавший в 1995 году мини-альбом Rebellion. За неотъемлемые ныне клавиши, отправив Рудольфа на вольный хлеб соло-проекта, кстати, пересел уже Кситрас, плюс из французского блэк-метал акта GORGON на роль второго гитариста был рекрутирован некто Хаос. И… да. Вот тут-то и случился Великий Переход. Альбом Passage 1996-го года подавил последние приступы скепсиса касательно инноваций в творчестве чернушного некогда коллектива. Он был великолепен, ослепителен, шедеврален! Безупречно мелодичный, сочетавший гармоничным союзом тяжелый гитарный саунд и технологические наработки, динамику, многомерность создаваемых атмосфер и отточенность аранжировок, он заставил мировую метал-общественность заговорить о SAMAEL как о творцах новых стандартов тяжелой музыки. Успех альбома оказался воистину сногсшибательным, а во всех отношениях шикарная баллада «Moonskin» стала настоящим хитом года.

Обширная промо-кампания, крупные туры, большие фестивали — концертная активность группы притормозила студийный рабочий процесс: ближайшим релизом в 1998-ом явился мини-альбом Exodus, а полноформатника пришлось подождать аж до 1999-го.
Итак… чему последовать дальше? Согласно логике происходящих в группе перемен — больше электроники, навороченности и авангарда в музыке, меньше мистико-оккультизма и сатанизма в текстах, больше вселенско-космической умиротворенности и мудрости во всем. Альбом Eternal (1999) одновременно оправдал ожидания и удивил: предполагалось, конечно, в каком направлении двинется группа, но… в результате все получилось гораздо круче, чем мы могли себе вообразить! Новорожденные «индастриэл-готы», «техно-металисты», «дарк-индустриальщики», выползшие из оккультных андерграундных пещер на свет ритмично пульсирующих, загадочно сверкающих, чистых и холодных звезд, перекочевавшие из подвальных фэнзинов на обложки ведущих музыкальных рок- и метал-изданий планеты, «самаэли» в очередной раз поломали стереотипы и превзошли ожидания. Да, отныне они… такие. Повзрослевшие, остепенившиеся, облагороженные новым имиджем. Творцы хитов и отцы гениальных мелодий. Авторы нового звука — сложного, многогранного, полного мрачноватой динамики, готических «приветов» и… Вечности. «Year Zero», «Together», «Nautilus and Zeppelin», «Radiant Star» — полюбили, приняли и поняли вас не все и не сразу, однако чьи это проблемы?

За Eternal последовало продолжительное молчание — пауза в пять лет, полная слухов, юридических разборок с некогда родным лэйблом Century Media, «новостей» о распаде коллектива, сомнений и недовольства. Если верить счастливчикам, имевшим возможность побывать на нечастых живых выступлениях «самаэлей», мы их пока не потеряли — но… что значит «пока»?

Ответ на этот вопрос последовал в 2004-ом году, когда на прилавках музыкальных магазинов появился новый, последний на сегодняшний день полноформатный альбом группы Reign Of Light, изданный стараниями набирающего обороты шведского лэйбла Regain Records. «Да это же РАММШТАЙН какой-то!» — воскликнул невнимательный фэн и случайный свидетель. «Что ж…такой альбом мог запросто выйти в 2000-м или 2001-м году — очень уж похож на Eternal. Чистой воды последователь, только энергичнее, напористей и агрессивней, без лишней воздушности», — заметил более продвинутый слушатель. «Гармоничная, хитовая смесь мелодичного дарк-метала и жесткого, ударного модерн-индастриэла с легким налетом восточной экзотики», — бездушно-энциклопедически препарировал критик. «Черт подери, кто бы мог подумать лет десять назад!» — в очередной раз удивилась я, складывая работу в антологическую подшивку с надписью «SAMAEL: история трансформации». Яркий свет, заливающий электрическим глянцем полированный космический хай-тек, преобразовал грязный заплесневелый, окровленный подвал в пафосную обитель механического Гелиоса, окруженного миллионом искусственных солнц. Впечатляет? Красиво? Ну конечно! Странно, прекрасно и… по-своему истинно.

Exit mobile version