Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

SAMAEL: Мы вернулись, и нас рать

(статья приурочена к выпуску альбома Above ‘2009)

Швейцарцы Samael никогда не были предсказуемой группой. «Вершина становится дном, фантазия воплощается в реальность, убеждения меняются, а границы рано или поздно стираются напрочь», — высказала в 1994 году свое кредо родственно-креативная ячейка коллектива в лице братьев Ворфа и Ксая. И с тех пор не устает нас удивлять. Иногда по мелочи, а порой и во вселенских масштабах. Первое крупное потрясение произошло в 1999-м, после выхода этериально-электронного альбома Eternal, исполненного божественной безмятежности и гениальных мелодий — и, как тогда казалось, завершившего экстремальную главу творчества команды.

Миновало десятилетие. Три релиза (Reign Of Light ‘2004, Era One ‘2006, Solar Soul ‘2007) ознаменовали технократичную эпоху «самаэлевского» трипа по холодным просторам звуковых галактик, освещенных мертвым светом пульсирующих искусственных звезд. Однако прошлое и будущее оказались гораздо ближе, чем мы думали. В одном из прошлогодних интервью Ворф заявил: «После 20 лет активной работы мы постарались выразить суть Samael в рамках одного полноформатного альбома и выпустили Solar Soul. А потом решили, что настало время вспомнить, с чего все начиналось. Напомнить себе и людям. И для этого мы реализовали Above. Это — концентрация идей наших первых трех альбомов, обогащенная последующим опытом… возможно, пропущенный мостик между Ceremony Of Opposites и Passage. Если предшествующие альбомы вобрали в себя максимум возможных влияний и экспериментов, то на Above мы сократили их до минимума».

Вообще, изначально это был не альбом. В прошлом году Samael начали продвигать в Сети (через свою страничку на майспейс) виртуальную дэт-блэк-метал-группу под названием Above. В ее состав вошли компьютерные «версии» Ворфа и Ксая, живущие виртуальной жизнью в виртуальном мире. Однако спустя некоторое время, когда проект окреп и воплотился в слова и музыку, вполне реальные музыканты заявили, что «делиться» на два мира передумали, и созданный материал ляжет в основу девятого диска Samael. При этом, понятное дело, заставив слушателей наложить в штаны от неожиданности.

«Все началось с нескольких песен, которые придумал Ксай, — рассказывает Ворф, — в жестком металлическом ключе. В то время мы даже не задумывались о выпуске альбома, просто хотели попробовать поработать в этом направлении и посмотреть, чем все закончится. Дела продвигались неплохо. Прошлым летом, когда набралось достаточное количество материала, мы его записали и смикшировали. А вернувшись из тура по Штатам в сентябре, собрались вчетвером (Ворф — вокал, гитара; Макро — гитара; Мас — бас; Ксай — барабаны, клавишные, сэмплы — прим. авт.), переслушали, начали готовить релиз к мастерингу — и вдруг словно осенило!.. Это была мысль, поразившая всех одновременно, как молния. «Вот! Именно так мы должны играть сейчас!» Свежо и ностальгично одновременно — что может быть лучше? Это станет отличным сюрпризом для фэнов и для нас самих, ибо мы никогда не думали, что запишем нечто подобное в нулевых. Так виртуальная группа превратилась в новую работу Samael. Приняв это решение, мы сообщили о нем Nuclear Blast — и парни были чрезвычайно обрадованы!»

Однако самый большой повод для радости, думается, получили олд-скул металлисты, давно поставившие перевернутый крест на «опопсевшем» коллективе. Ведь в 2009-м старый недобрый Samael действительно вернулся, демонстрируя внеплановый приступ озверения. Если б музыканты стояли на поле боя, а их оружием была ярость, любая противостоящая рать позорно бежала бы, обгоняя своих обезумевших от ужаса коней. С первого и до последнего звука Above — монолит, четыре стены, сжимающиеся вокруг твоей головы, заставляющие задыхаться от клаустрофобии. Мощная, штормящая, массированная блэк-метал-инвазия; бластбиты; безумные скорости, пришпоренные искусственными ударными и дисторшированным голосом Ворфа. 10 песен по 3-4 минуты длиной каждая сливаются в едином потоке минималистичной первобытной агрессии. При этом (на мой взгляд, самое большое достоинство альбома) пластинка не выглядит поделкой в классическом стиле, как это обычно случается с исписавшимися командами, ищущими убежище в старой проверенной гавани. При всей своей ностальгичности Above звучит чудовищно футуристично, перемалывая старые наработки в модернизированно-индустриальном комбайне современности и выплевывая кровавое месиво — с ненавистью и болью, с дьявольским хохотом и легким намеком на самоплагиат.

На вопрос, как и отчего в экспериментальные головы швейцарцев пришла мысль вернуться в прошлое, Ворф пожимает плечами: «Просто по приколу. Работая над предыдущими альбомами, такими как Eternal, Reign Of Light и Solar Soul, мы потратили невероятное количество времени. Продумывали новые элементы, экспериментировали со звуком и все такое. Выступая с концертами, также постоянно пыжились изобрести и показать нечто нестандартное. А это всегда трудно. Когда будущее туманно и не знаешь, какой дорогой идти, приходится действовать наугад и тыкаться вслепую. С новым материалом все иначе. Эта музыка появляется легко и свободно, потому что рождается не в сознании, не в голове, а в сердце. Мы знаем ее с детства; мы слушали и боготворили экстремальный металл в юности. Поэтому с Above не было никаких проблем. На запись мы потратили всего три недели, на микширование — четыре дня. Для сравнения: запись Solar Soul заняла восемь месяцев, микширование — три недели. Совсем другой подход, понимаешь? Более живой, инстинктивный, что ли…»

Но неожиданный финт восхитил далеко не всех. Взыскательные любители наворотов и мелодичностей разом отвернулись от убруталившихся Samael, а критики набросились на нарочитую прямолинейность «старого нового» саунда группы. Мол, из общего бурного потока трудно вычленить отдельные песни — они мало отличаются одна от другой, и это, черт подери, в конце концов начинает утомлять! «Согласен, — парирует нападки Ворф, — разнообразия на альбоме действительно мало. В этом плане мы создали работу, противоположную материалу Eternal, где каждая вещь индивидуальна, а пластинка в целом покрывает огромный стилистический спектр. На Above мы ничем таким не заморачивались. Добивались лишь одного: сделать метал-альбом, который надерет всем зад!» При этом самой сильной стороной релиза вокалист считает энергичность, живость и успешную реанимацию ранних блэковых порывов. Настолько успешную, что с некоторых пор участники коллектива вернулись к былому, «расширенному» написанию собственных имен: Vorphalack, Makro, Masmiseim и Xytraguptor.

Второй типичный упрек адресуется самому Ворфу, уникальный, сильный и узнаваемый вокал которого в 2009-м подвергся жесткой обработке. К чему это искусственное верещание, раздражающее уши все сорок с лишним минут звучания релиза?.. «Так получилось, — отвечает голос группы, — ведь записывая альбом, мы думали, что работаем над сайд-проектом. Не хотелось, чтобы вокальные партии были похожи на типичный Samael. Главной целью было добиться максимальной агрессивности звучания, и для этого мы испробовали всевозможные эффекты».

«Хех, чувствую себя вернувшимся в эпоху Passage, — ухмыляется Ворф, начитавшись рецензий, — тогда ведь на нас тоже все набросились. Спорили с пеной у рта, хороший альбом вышел или нет. В итоге он получился самым контроверсивным, расколов фэн-лагерь надвое. Одним понравились прогрессивность и перемены, другие болели за продолжение более «трушного», консервативного пути. Вот и сейчас спорят примерно на ту же тему… забавно. Я с интересом наблюдаю за реакцией. Но, как бы там ни было, кто бы что ни говорил, мы не станем работать на публику. Конечно, всегда приятно слышать, что твоя работа нравится людям, что она много значит для них. Но если на этом зацикливаться, творческая жилка перестает биться. Думаю, для нас важнее всего чувствовать связь с музыкой. Если результат нравится слушателям — что ж, круто, большой плюс творчеству. Если б мы работали на аудиторию, а альбом провалился, мы бы проиграли битву на всех фронтах. А так хоть тыл прикрыт: нам действительно в кайф то, что мы делаем».

Злобную, под стать музыке, обложку диска нарисовал Патрик, басист Sludge — сайд-группы Макро (два года назад он же работал над оформлением Solar Soul). Говорят, жуткий шаманский образ родился в сознании художника, едва он прочитал названия песен и услышал одну тему из Above, — и никакие инструкции, полученные от музыкантов коллектива, выполнять не стал. Просто взял и изобразил это оккультное чудище.

Дополнительный мостиком, переброшенным через два десятка лет существования Samael, стал кавер песни «Black Face» из альбома Worship Him (1991). В новой версии она называется «Dark Side». «Это та же вещь, мы просто немного поменяли музыку, — рассказывает Ворф, — и я доработал текст, поскольку двадцатилетний опыт позволяет делать вещи немного лучше. Это — своеобразный трибьют временам, когда был выпущен наш дебютник. Признаться, не самая крутая песня альбома, но очень характерная и показательная».

Также на пластинке присутствует ремикс на «Black Hole» — часть этой версии будет использована в швейцарском детективном триллере «Verso» (так же, кстати, называется и сам ремикс). «Всего лишь небольшое участие в небольшом фильме, но все равно приятно, — говорит вокалист. — Мы давно знакомы с режиссером. Он обратился с предложением принять участие в создании саундтрека, и выбор пал на «Black Hole». Однако оригинальная версия песни оказалось слишком брутальной, учитывая даже, что атмосфера картины также довольно агрессивна. Поэтому мы ее переработали, и парень, услышав ремикс, был счастлив. «Здорово, именно это мне и нужно!» Ну и хорошо. Ксай тоже остался доволен: он обожает делать ремиксы. Давным-давно мечтает издать полноформатный альбом ремиксов на песни Samael, но не хватает на это времени, всегда находятся другие дела».

Участие в кинокартине, похоже, останется единственным проявлением Above в видео-формате. Снимать клипы группа не планирует. Nuclear Blast не дают денег (хотя, по словам музыкантов, менеджеры лейбла остались в восторге от нового Samael) — материал альбома, мол, слишком экстремален для телеэфиров, а снимать клип для Интернета чересчур дорого. Кризис все-таки. Так что если группа сможет позволить себе проспонсировать видео самостоятельно, клипы появятся (такие же, понятное дело, жесткие, как и музыка). Если нет — нет. Симпли бизнес, бэйби. «Что ж, мы знаем самый лучший способ промоции, — улыбается Ворф, — и успешно работаем в этом направлении. Концерты, концерты, концерты. К тому же люди как никогда активно обсуждают новую работу, что тоже идет нам на пользу».

Самым животрепещущим вопросом в обсуждениях, безусловно, остается следующий: был ли всплеск первозданной ярости единовременным выпадом, или же будущее готовит нам еще более экстремальные сюрпризы? Ворф пожимает плечами. «Знаешь, мне очень нравится энергетика Above. Хотелось бы не потерять этот напор и в будущем, сохранить для наших грядущих релизов. Пока трудно сказать, как будет звучать следующий альбом, но уверен, что разнообразия станет больше. Немного звуковых экспериментов, чтобы поддержать интерес к музыке… но не особенно много. Samael — не экспериментальная группа. С опытом я понял одну важную истину: музыка не должна рождаться в муках, ее не надо выдумывать. Она должна идти из самого сердца, от души — сплошным сильным потоком. Тогда она будет живой. Сейчас мы чувствуем себя замечательно — лучше, уверенней и целостней, чем когда-либо в прошлом. Но я точно знаю: лучшие дни еще впереди, и Samael еще скажет свое самое веское слово».

Ворф о шаманской обложке Above: «Странная штука. Мистика для меня — это концентрация человеческой энергии, умение управлять своими способностями. Не более того. Я не верю во всякие там сущности и привидения. Я почти рационален, как видите. Почти…»

Exit mobile version