Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Концерт ANATHEMA в Минске. Из другого измерения

..Этим летом, в августе, когда шкалила температура, воздух плавился, было потно и ужасно — так вот, после шести часов блуждания по Праге, во всем этом великолепном жарком многолюдном аду, я попала в Пражский Град. Солнцепек. Еще один мучительный подъем по лестнице. Духота. Невыносимо. Арка, за которой просвечивается Еще Одна Готическая Постройка этого города. Но… нет. Не все так банально. Внезапно, заслоняя дневной свет, перед глазами возникает Собор Святого Вита. И… на этом месте все. Не важно уже, сколько градусов за бортом. Просто в ту же секунду ощущаешь озноб. Дрожь; нечто неизмеримо прекрасное поднимает волоски на руках. Замираешь, оцепенев, не в силах двинуться. Не в состоянии говорить. Это ощущение не забуду никогда. И именно такое же чувство возвращалось в октябрьском Минске. На концерте ANATHEMA. Это было бесподобно.

В одном интервью Винсент — помимо фронтмен-должности в ANATHEMA, также автор саундтреков к ряду арт-инсталляций — говорил, что одно время продвигал идею отказаться от разгорева для шоу команды. «Я хотел, чтобы двери открывались, и в динамиках звучала лишь одна низкая нота, дроун, который создавал бы напряжение в зале, пока собиралась публика. Потом я бы подключал синтезаторные мелодии, и звук словно б нарастал, расширялся — а в его пиковый момент мы выходили на сцену». Идею в коллективе никто не поддержал. Ну а в преддверии шоу в «Репаблике» и вовсе было не до снобских звуковых заморочек: пока заполнялся танцпол, пока стоял в очереди к бару второй этаж, клуб пульсировал под глупое танцевальное «тыц-тыц» — что предвкушения и ожиданий хотя и не портило, но особенной атмосферы, конечно, не создавало.

Но вот уже половина девятого. «Репаблик» плотненько утрамбовался. За столиками (кстати, раскуплены были все места!) народ усиленно пережевывает пищу. Оглядываясь вокруг, легко убеждаюсь: неправы были те, кто считал, будто основную «анафемную» аудиторию составляют ностальгирующие металисты, взрослевшие под Serenades и The Silent Enigma, а теперь по какой-то причине ищущие в совсем уже другой, мутировавшей в воздушный призрачный рок группе знакомые нотки. Публика, на самом деле, очень разношерстная — в большинстве своем из тех, кого встретишь скорее на ПЕТЛЕ ПРИСТРАСТИЯ, чем на SEPTICFLESH. Ну, с десяток знакомых металистов. Все. Никаких вам там неформальных тусовок.

Тем не менее, лишних, случайных людей в зале, как показалось, не было. Многие пели песни дословно, наизусть, от и до. Все хлопали. Все, в порыве единения, под чарами, во власти волшебства, проживали десятки жизней, теряясь в лабиринтах эмоций. «The Lost Song, Part 1», «The Lost Song, Part 2», «The Lost Song, Part 3». Нетрудно и заблудиться.

Начали англичане — в красном свете, с фоновой картинкой из Distant Satellites (кстати, тоже рожденной в световой инсталляции корейца Sang Jun Yoo) со своей теперь уже титульной «Anathema», персонального печально-идеального гимна — и уже к середине песни стало понятно: пережить этот вечер будет непросто. Отличный звук. Внимающий, старательно ловящий каждое слово зал. Музыканты накручивают нервы на струны. Эмоциональный… коллапс. На этой песне и позже, на трогательной «A Simple Mistake», я, признаться, была близка к провалу: та же дрожь, то же невыразимое, близкое и непостижимое одновременно…

Think for yourself you know what you need in this life
See for yourself and feel your soul come alive tonight
Here in the moment we share, trembling between the worlds we stare
Out at starlight enshrined, veiled like diamonds in..

Надо отметить, вживую ANATHEMA звучит на порядок мощнее, рок-н-ролльнее, драйвовее, насыщеннее, многомернее, чем в записи: песни на сцене обретают объем, сложные аффективные измерения — это уже не просто, например, «The Storm Before The Calm», «Thin Air», «Lightning Song», это большая ожившая история, транслирующаяся сквозь симпатичные тела семейного английского подряда. У группы нет шоу как такового; они далеки от постановочных сцен, красивых поз, всех этих милых сценических трюков с синхронными проигрышами. Они со своим музыкальным божеством предельно честны: погружаясь, растворяясь в звуке, как будто пропускают через себя токи высшего порядка. Легко понять Винсента, говорящего про концертные трансы, после которых он опустошен и измучен; именно так и было: он опускался на колени, пел, стенал, стучал в барабан, ощутимо отключившись от происходящего. Сосредоточившись лишь на одном: бережно, любовно донести каждую нотку. Каждое слово.

Остальные музыканты, впрочем, так же. ANATHEMA были дьявольски собраны и серьезны — создавая в зале звук такой интенсивности, что порою было трудновато даже дышать; такой крепости и концентрированности, что большой клуб, казалось, сжимался до размеров флэта. Так что это был очень… домашний концерт. Душевный. Без шелухи. Все свои. Кудрявое трио Кавана; Дугласы: взъерошенный Джон и милая, непосредственная Ли — самое, наверное, позитивное и заводное создание во всей этой компании. Хрупкая маленькая веселая женщина с чарующим голосом. И, кстати, если говорить о вокалах, то вживую Винс, со всей своею порывистостью и темпераментом, звучит разнообразнее и ярче, чем на альбомах.

Между песнями музыканты, как умели, спасали зал от прострации: отпускали шуточки, призывали не стоять с трагическими лицами (мол, мы уже давно не дум-метал), пили швепс… Винс вот даже разок рыгнул в микрофон. Мол, мы на деле простые, обычные парни — просто музыку делаем такую… космическую. Она сама пришла. Мы не виноваты. Играли же, как видно по сетлисту, в основном два последних альбома — лишь к финалу, доводя публику до последнего экстаза, под прыжки и восторги зала, запилив «Deep» и «Fragile Dreams». Описать накал страстей в этот момент не возьмусь. Это было восхитительно. И как только все закончилось, немедленно захотелось еще — нет, не ждать десятилетия, а тут же, прямо здесь и сейчас, продолжить сей дивный праздник. Недаром музыканты поприветствовали на танцполе парня из Польши: он приехал в Минск на пятнадцатый концерт ANATHEMA в своей жизни. Наркотики, знаете ли, въедливы.

..А потом все стихло. Небольшая группка людей осталась ждать возле входа — сфотографироваться ну или что там еще перепадет. Перепало не сильно. Музыканты с бледными, помятыми лицами (знаете, будто выдернули вилку из розетки; безо всяких признаков жизни и эмоций, безо всякого вообще выражения) буквально выбежали из клуба, упаковавшись в микроавтобус так быстро, что даже забыли в «Репаблике» Ли и Джейми. Как объяснил тур-менеджер, поспать после московского шоу англичанам практически не удалось: лишь все закончилось там, краткий отдых, а в пять утра подъем — в Минск. Так что можете представить, каково им сейчас. Впрочем, потерянную вокалистку все это не очень обнадеживало: она в недоумении бегала со своим красным чемоданчиком вокруг «Репаблика», уклоняясь от чересчур навязчивых поклонников. Хотя улыбаться не прекращала. Солнечный человек! Погрузили аппарат. Транспорт для оставшихся «анафемовцев» нашли. Так что завтра, Санкт-Петербург, ожидайте. Они таки будут ваши. Вам повезет.

Фото Светланы Дубовец.

Exit mobile version