Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Интервью с ENSLAVED. «Конец света должен случиться не раньше, чем мы отыграем в Минске!»

Enslaved Ivar 1

Enslaved Ivar 1

(Ivar Bjornson, промо-интервью перед концертом в Минске, февраль 2011)

20 лет существования группы – не возраст, а возможно, лишь повод записать лучший альбом своей дискографии. В прошлом году этот тезис качественно доказали северные звезды экстрим-сцены ENSLAVED, выпустив великолепный диск Axioma Ethica Odini, который если и не стал однозначно лучшим (вся история ENSLAVED – это история успеха), то, во всяком случае, неимоверно осчастливил тысячи фэнов по всему миру, был признан «альбомом года» пачкой уважаемых изданий и, вероятно, вскоре принесет музыкантам норвежскую премию «Грэмми» — уже четвертую в их карьере. Совместив яростный блэкушный напор с многомерной прогрессивно-психоделической мелодичностью, соединив первобытную злобу с высокоинтеллектуальными аранжировками, ENSLAVED вывели свой, уникальный субжанр метал-музыки – и если на альбоме 2008 года Vertebrae «инслэйдовский» гибрид пострадал от небезупречной реализации, то на Axioma Ethica Odini норвежцы (плюс занимавшийся микшированием Joe Barresi – человек, в свое время отвечавший за саунд QUEENS OF THE STONE AGE, CLUTCH, а также последнего шедевра TOOL 10,000 Days) учли все нюансы. Axioma Ethica Odini звучит шикарно; и тем более приятно, что на пике своей творческой карьеры ENSLAVED едут в Минск. 28 марта группа выступит в столичном «Реакторе» — а в преддверии этого события я созвонилась с ее лидером, гитаристом Иваром Бьернсоном.

Какой смысл вы вкладывали в название последнего диска?

В его основе «Ethica Odini» («Этика Одина») – латинский перевод названия древней нордической поэмы «Haavamaal». Это произведение, написанное в 800-900 годах, состоит из 164 стихотворений, рассказывающих древние истины, касающиеся этики человеческого поведения – по отношению к другим людям, по отношению к природе и окружающему миру. В небольших стихотворениях содержится большая мудрость – к сожалению, потерянная в рутине тысячелетий монотеизма, но вполне применимая и к реалиям сегодняшнего дня. Нам «Этика Одина» видится грандиозной философской истиной, аксиомой – от того и название альбома.

В марте пройдет очередная серия награждений Spellemann Award, норвежской «Грэмми». С 2000 года вы номинируетесь уже в шестой раз, три раза побеждали. Что это для вас значит? И что приносит – ну, скажем, в материальном плане?

Да ничего – приз мы получаем сугубо символический: бронзовую статуэтку да и только. А при этом должны за свой счет оплатить билеты на поезд, проживание во время феста, питание и все такое. Так что профит сомнительный – разве что моральное удовлетворение, хех. Побеждать приятно – я бы соврал, сказав, что нам совершенно безразлично. Но это награждение не имеет для группы какого-либо определяющего значения: получили приз – хорошо, не получили – ладно. На этот счет больше парится лейбл. А для нас важнее отзывы в метал-журналах и на метал-сайтах, то, что говорят наши слушатели.

Но все-таки – как оцениваешь шансы в этому году? Вы победите?

Честно говоря, понятия не имею! С Axioma Ethica Odini мы как никогда высоко стартовали в чартах – но сильны и соперники. Blackjazz SHINING, After IHSAHN – мощнейшие релизы, я считаю.

Любопытно, как за два десятка лет изменилась ситуация на экстремальной сцене Норвегии… шокирующий фактор сошел на нет, и блэк-металисты запросто участвуют в попсовых конкурсах.

Да, с годами метал стал важнейшей музыкальной экспортной статьей нашей страны – наравне с электронной музыкой (ну и, естественно, A-HA). Если в 90-х о тяжелых группах писали только в криминальных сводках об убийствах, поджогах церквей и так далее, совершенно не обращая внимания на музыкальную составляющую, то уже в середине нулевых, под давлением огромной фан-базы, метал как явление перестали игнорировать даже таблоиды. Сегодня о нас пишут национальные газеты – может, не на первых полосах, но уже близко. ENSLAVED, DIMMU BORGIR, SATYRICON, IMMORTAL – эти названия знает вся страна.

Немного странно все это, конечно… но закономерно. Шок-фактор действует лишь в течение ограниченного периода времени. Сейчас блэком никого не напугаешь и не удивишь – даже такими крайними проявлениями, как NSBM.

Ваш самый популярный альбом на сегодняшний день?

Ммм… исходя из цифр продаж, думаю, Ruun или Vertebrae. А быть может, Frost 1994 года. Да, он популярен до сих пор, многие считают этот альбом началом ENSLAVED – ну и, конечно, сказывается тот факт, что диск реализуется уже 17 лет…

Собирая статистику блэк-метал раритетов, я нашла в списках самых ценных релизов в том числе и ваш дебютный ЕР Hordane’s Land. Мол, на интернет-аукцонах стоимость этого миника может достигать 400-600 долларов. Это правда?

Да, я тоже что-то такое видел – ранние и лимитированные тиражом вещи всегда ценятся у коллекционеров, и Hordane’s Land пользуется спросом наравне, скажем, с Deathcrush. У меня, кстати, есть одна копия… но не продам!!!

Ну если вдруг настанут тяжелые времена, ты знаешь, где можно озолотиться…

Не-не, только не музыка. Музыка бесценна. Я лучше пойду, например, сдам бутылки…

В таком случае, думаю, фэны с радостью подкинут тебе тару из своих запасов! А теперь позволь узнать, с какой программой вы собираетесь в Минск?

Всего понемногу. Поскольку в Беларуси мы впервые, я считаю, наше творчество нужно представить максимально полно, затронув все периоды ENSLAVED. Надеюсь, времени хватит!

И даже Hordane’s Land?

Да, конечно. Фэны всегда требуют что-нибудь из этой EP-шки – и мы не в силах отказать. Правда, каждый раз играем разные песни.

А что вам подарить на память? Чем порадовать?

Хех, хороший вопрос. Я бы попросил угостить нас белорусским пивом! У музыкантов ENSLAVED есть такое хобби: пробовать пиво в каждой стране, в которую мы приезжаем.

Я не специалист по пиву, но не думаю, что это самая сильная отрасль белорусской промышленности!

Да? Жаль. Но попробовать надо.

Свой первый концерт помнишь? Как оно было?

Страшно! Чертовски страшно! И адреналиново. Это, как сейчас помню, был праздник 1 мая, и в годе проводился сборный фестиваль. Принять в нем участие могли все желающие – подали заявку и мы. Конечно, боялись; конечно, звучали говенно – но ощущения на сцене были потрясающие. Вот, с тех пор с нее и не схожу.

Ведь когда группа собралась, вы были совсем детьми… тебе стукнуло 13 лет, правильно?

Ага. В ENSLAVED я вырос и повзрослел – а скоро и постарею (сейчас Ивару чуть за тридцать – прим.авт.).

ENSLAVED упорно продолжают числить в списке викинг-метал групп, хотя вы неоднократно отмежевались от такого определения. Это сильно раздражает?

Сильно? Нет. Просто мы не считаем, что играем викинг-метал – как не считаем ENSLAVED и блэковой группой. Вывеску «viking metal» мы создали в начале своей карьеры, чтобы отгородиться от стандартной идеологии раннего норвежского блэка с его сатанинской мизантропической лирикой. Мы никогда не пели оды Дьяволу, никогда не проповедовали сатанизм – в основе творчества ENSLAVED лежит нордическая мифология. Исходя из этого, взяли слово «викинг» — и, конечно, жалеем об этом сейчас. Это была глупая идея.

«Progressive black» звучит лучше?

(Смеется.) Ну как тебе сказать? Если вам нравится, называйте, конечно, как хотите, хоть лапоть-металом, но слово «блэк» сегодня нам не подходит так же, как и в 90-х. В моем представлении мы играем extreme metal music – это очень общий термин, но правильный.

Опиши свой обычный день. Как ныне живут звезды норвежской метал-сцены?

Хм. Окей. Просыпаюсь рано – в 7-7.30 утра. Затем три-четыре раза в неделю топаю в тренажерный зал, таскаю штангу и все такое… просто чтобы проснуться. Затем еду на работу — в нашу контору (совмещающую студию и офис) и занимаюсь разными вопросами, касающимися менеджмента и бизнес-дел ENSLAVED, фестиваля Hole In The Sky или других проектов, над которыми я работаю. В студии мы также репетируем или записываемся; в целом на музыкальную и околомузыкальную работу уходит около 8 часов ежедневно. Плюс интервью. Ну иногда вечером пивко с друзьями. Как-то, в общем, так и живу.

А телевизор смотришь? Следишь за текущими событиями в мире, всеми этими революциями?

Да, но не по телевизору, а больше по радио. Или читаю новости в Сети. Что я могу сказать? То, что происходит сейчас в арабском мире, закономерно: люди, живущие за гранью бедности, поняли, что нефтью и другими природными богатствами их земли пользуются другие люди; что добывая их, богатеет кто угодно, только не они. Естественно, эта несправедливость когда-то должна была прорваться вспышкой народного гнева… И вроде бы все правильно… но есть один момент. История учит, что уничтожив диктатора, ты необязательно обретешь свободу и новую счастливую жизнь. Слишком многие силы заинтересованы в хаосе – и слишком многие нехорошие люди умеют пользоваться этим хаосом…

Некоторые видят в повальных гражданских войнах знак скорого конца мира. Ты в это веришь – в конец света, Апокалипсис?

То, что человечество однажды вымрет – факт, но это не значит, что весь мир как мы его знаем будет уничтожен. Я верю в то, что какой-нибудь безумец может развязать атомную войну; верю в то, что с неба завтра может свалиться какая-нибудь огромная космическая хрень и сдвинуть шар с орбиты; но вот во все эти апокалипсические дела и пророчества не верю. Я не мистик.

Нет-нет, я против хрени с неба завтра. Вы к нам еще не доехали!

Кстати, да. Конец света должен случиться не раньше, чем мы отыграем в Минске!

Правильная мысль. По традиции, с тебя пару слов всех, кто ждет ENSLAVED в Минске 28 марта.

Я хочу поблагодарить всех вас за терпение! 20 лет наши фэны ждали ENSLAVED в Беларуси – и только сейчас у нас получается приехать. Мы ценим ваше терпение и ваше ожидание – и обещаю, что приехав, мы выложимся по полной!!! Уж для вас мы постараемся, честное слово! До встречи, друзья!

Exit mobile version