Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Интервью с ARCH ENEMY. «Иногда я засыпаю с гитарой в обнимку…»

archenemy2014

archenemy2014

(Michael Amott, сентябрь 2014)

Осталась меньше недели до визита в Минск шведской группы ARCH ENEMY – события, безусловно, знакового и прелюбопытнейшего. И пока вы разминаете свои шеи перед походом в «Репаблик», гитарист Майкл Эмотт – один из «отцов» коллектива и его главный сонграйтер – поприветствовал минскую аудиторию и рассказал, чего нам всем ожидать от шведского нашествия. Мы поймали Майка перед вылетом в Германию на вручение наград Metal Hammer Awards (титульная вещь последнего альбома «War Eternal» победила в номинации «Metal Anthem»), и он, окруженный сумками-чемоданами, совершенно искренне порадовался предстоящей возможности посетить доселе не виданные места, осторожно при этом поинтересовавшись: ну и как там с билетами, покупают хоть?..

Привет, Майкл! Я действительно надеюсь, что концерт пройдет при аншлаге – ведь вы у нас будете впервые, и за 18 лет накопилось, что сказать друг другу. Шоу по большей части будет строиться вокруг свежего альбома – или все-таки стоит ожидать песен разных лет?

Скорей второе. Безусловно, будут новые темы – но все-таки сет-лист мы постараемся организовать в формате «бест оф» и порадовать фанатов песнями, которые они мечтали услышать вживую долгие годы. Они это заслужили!

Ты доволен реакцией публики, прессы на War Eternal?

Более чем! Признаться, все получилось гораздо позитивнее и лучше, чем я ожидал, — с учетом того, что в составе ARCH ENEMY произошла кардинальная перемена. Мы очень волновались, представляя новую вокалистку, но, как оказалось, напрасно. Рецензии на альбом, отзывы о живых концертах с участием Алиссы – все идет великолепно. Чувствую себя, как святой, в облаке благодати. (Смеется.)

Будет ли возможность увидеть на сцене обеих барышень, Анжелу и Алиссу, в рамках какого-нибудь специального бонусного шоу?

Почему нет? Все может быть, но не в ближайшие месяцы точно. Пока не будем вносить сумятицу: публика должна привыкнуть к Алиссе, принять ее как неотъемлемую часть ARCH ENEMY.

А Анжела еще не скучает по сцене?

О нет, нисколечко. Напротив, она совершенно счастлива, что более не является лицом коллектива и может заниматься менеджерскими делами в свое удовольствие. (Причем получается организационная работа у нее реально здорово: чувствуются немецкие корни.) А от сцены Анжела банально устала – 13 лет в роли фронтвумен вымотали ее, утомили. Так что сейчас она блаженствует.

Ну, ты на сцене уже почти 20 лет – и как оно? Усталость тоже ощущается?

Смотря от чего. Летать, переезжать, тусоваться в аэропортах за это время, конечно, надоело – не могу сказать, что это мое любимое времяпровождение. А вот концерты по-прежнему в кайф, до сих пор, и этот факт с лихвой перевешивает все минусы и напряги. Я по-прежнему люблю музыку, я люблю играть на гитаре. Мне кажется, я был рожден делать это. Да и, черт побери, ничего другого попросту не умею!.. (Улыбается.) У меня никогда не было другой профессии кроме как музыканта: в первую группу я пришел в 13 лет, а в 20 стал профессионально гастролирующим артистом. Это большая удача, с одной стороны, — но, с другой, и немалый труд. Плюс немного удачи и вера в свою музыку. Например, с середины до конца 90-х мало кто вообще нормально воспринимал то, что я делал (и то, что хотел делать): народ с недоумением относился ко всем этим соло-запилам, двойным соло и тому подобному. Поэтому я тогда старался пробиться на азиатский рынок: он традиционно более восприимчив к гитарной музыке. В общем… путь мой был длинным, и я много узнал в этой дороге. А вынес для себя главное: будь честен и следуй за своим сердцем. Ну и надейся, что окружающие это оценят. (Смеется.)

Да не может быть, чтобы 20 лет не наложили на твое восприятие музыки некий отпечаток рутины, чтобы трава была так же зелена, а деревья так же высоки, как в тринадцать!

Рутина есть – но в хорошем смысле. В том, что сегодня гастроли, концерты, организационные вопросы решаются гораздо проще: мы четко знаем, что делать, все процессы давно налажены и упорядочены. В музыке же нет, никакого ощущения рутины! За двадцать лет мое отношение к ней нисколечко не поменялось, меня так же прет, как и 20 лет назад! Это правда. Ну, может, со мной что-то не так, не знаю. (Смеется.)

Как чувствовал себя на самом первом концерте, помнишь?

И на первом, и на первом десятке я чувствовал только одно: дикую нервозность. Вот это хорошо помню. Очень хотелось побыстрей отыграть и убраться подальше… А поскольку играл я тогда достаточно редко – раз в месяц или даже реже – то прошло немало времени прежде, чем психоз уступил место удовольствию. Но поначалу было просто страшно, радости все это дело не приносило ни на грош.

Послушал ли уже проект своего брата ARMAGEDDON?

Естественно! Мы с ним поддерживаем тесные отношения, и, конечно, я в курсе, чем он занимается. Мы много тусили вместе этим летом, джемовали на точке; я вручил ему копию War Eternal, он подарил мне диск ARMAGEDDON. Ну что сказать… (пауза)… прикольная музычка. Очень не похожая на ARCH ENEMY… что, конечно, очень хорошо. Я рад, что Кристофер ищет себя и не останавливается на достигнутом. И понятное дело, я его всегда поддержу: мы же все-таки братья!


Насколько я помню по твоим интервью, которые раздавались после смены вокалистки, вы таки не были на сто процентов уверены, что Анжела легко заменима, и даже подумывали распустить группу. Если бы так случилось, ты бы вернулся в CARCASS?

Нет. Это не вариант. Если бы мы решили свернуть ARCH ENEMY, я б стартовал новую команду. Я по натуре лидер, я композитор, я хочу писать музыку, а не играть то, что сочинил кто-то другой. Я продюсирую записи, я пишу лирику, я контролирую весь процесс… и в CARCASS мне такой роли никогда бы не дали. Тут я или капитан, или плывите без меня. (Майкл и драммер Дэниел Эрландссон с энтузиазмом приняли участие в реюнионе CARCASS в 2007 году; когда же стало понятно, что группа вернулась не просто подрубить бабла на гастрольных ностальгических турах, но и продолжить студийную карьеру, оба ушли (в 2012-м), заявив, что им это не очень интересно, тем более, что ARCH ENEMY также требует пристального внимания. – прим.авт.)

Бывает ли, что вдохновение, идея песни приходит во сне?

Запросто! Они приходят когда угодно, в любой ситуации, в любом месте – только успевай ловить и записывать!.. Во вдохновении нет ни порядка, ни формул, все происходит внезапно и спонтанно. Я кладу гитару рядом с кроватью – мало ли, вдруг надо будет срочно что-то сыграть, поймать свой сон и повторить сложившуюся картину. Иногда я засыпаю с ней в обнимку. Вскакиваю по ночам. Это нормальное явление. Я сочинил десятки песен, находясь в аэропортах, магазинах, вообще где-то в окружении большого количества людей – когда, внезапно сорвавшись с места, я сбегал в какой-нибудь уединенный уголок и начинал лихорадочно напевать мотив в свой телефон. Или диктовать текст песни. Что угодно. Никогда не знаешь, когда тебя озарит, — но если это случилось, надо бросать все и записывать, запоминать, запечатлевать.

Даже если сидишь в туалете?

Конечно! В туалете я тоже сочинил немало песен. (Смеется.) Повторюсь: когда угодно, где угодно. Если кто-то украдет мой телефон, то будет долго хихикать, разгребая всякий забавный и странный стафф.

Не сомневаюсь! Скажи, что для тебя является самой важной частью концертного райдера ARCH ENEMY? В том, что касается бытовой его части.

Ну… наверное, вещь достаточно предсказуемая. В нашей группе почти все или вегетарианцы, или веганы, так что важно, чтобы в меню были блюда без мяса. А еще… черт. Трудно определиться со своими приоритетами. Ну может, вкусная белорусская водка? Как насчет нее?

Полагаю, найдется!.. Вот еще вопрос, который просили задать ваши фаны, собирающиеся на минский концерт. Мерча с собой много привезете?

Честно говоря… вряд ли. Это не тот случай, когда ты колесишь в туровом автобусе и возишь с собой горы разного мерчандайза. В этом российско-украинско-белорусском туре мы передвигаемся в основном на самолетах, так что нет особой возможности разогнаться. Будут в продаже диски, футболки… что-то такое банальное, увы.


Как ты относишься к стейдждайвингу? Нравится, когда вокруг колбасятся фанаты?

Честно говоря, не очень. Когда я был молод и сам грешил этим, то нравилось. А теперь понимаю, что когда «прыгунов» становится слишком много, они способны испортить шоу. Ведь большая часть публики пришла посмотреть на выступление любимой команды, а не на тех, кто вылазит на сцену из зала. И еще ладно, если ты залез – и тут же, не мешкая, прыгнул. Но, к сожалению, таких не много: народ мало того, что вылез, так норовит еще поскакать рядом, привлекая к себе внимание…

Сделать селфи!..

..о да! В общем, могу сказать одно: вылез прыгать – так, блин, прыгай!.. А хочешь внимания – заведи свою долбаную команду и стой на сцене сколько влезет!

Еще есть любопытная тенденция последних лет: пока часть народа танцует, слушает, наслаждается происходящим, несколько рядов стоят и пристально смотрят в камеры своих телефонов-планшетов, стараясь запечатлеть каждую минуту на фото или видео. Это нормально?

Ну если кто-то получает удовольствие, делая фотографии и сливая их в инстаграм, то нормально. Человек пришел на концерт, заплатил деньги – и имеет полное право делать то, что считает нужным. Танцевать, пить в баре или фотографировать (если фото и видео, конечно, не запрещены организатором). У всех сегодня есть камеры – и это большой соблазн: людям хочется запечатлеть то, что они видят, поделиться этим со всем миром, оставить на память. Можно понять – особенно если мы играем в той или иной стране впервые (как, например, 22-го в Беларуси). Но как музыканту мне бы, конечно, хотелось, чтобы присутствующие на концерте были с нами от и до, на все сто процентов, чтобы они вместе с нами забыли обо всем на свете – в том числе и о своих телефонах, и о том, как важно немедленно затвиттить или загрузить фотографию. На самом деле это совершенно не важно. Но… руководить я тут не могу. Если кому-то нравится наблюдать за концертом в объектив фотоаппарата, это их проблема, а не наша.

А общаться с фанатами после концертов выходите?

Стараемся, да. Конечно, бывает, что народу слишком много, и всем физически невозможно уделить минутку-другую, или, допустим, мы спешим лететь-ехать в другой город, так что минутки в принципе нету… но мы чаще всего выходим поболтать и пофотографироваться. Я лично очень люблю общаться с людьми – особенно если удается именно поговорить, а не просто расписаться на плакате, улыбнуться в объектив и уйти.

Слышал ли ты о нашумевшем флэшмобе «айс бакет челендж»? Что думаешь по этому поводу? Принял бы участие?

Э-э-э… Это вряд ли – так как шутка уже не нова, и все, кто хотел, уже успел поучаствовать. Вообще идея сама по себе неплоха: люди привлекают внимание к благотворительной акции нестандартным способом. Хотя я лично сомневаюсь, что все так уж переводят деньги: есть подозрение, что люди просто льют воду себе на голову и никаких денег никому не жертвуют!.. (Смеется.) Я бы сделал наоборот: деньги бы перевел, а воду лить не стал.

Хорошо, воду лить не будем! На прощание буквально пару слов для людей, которые собираются на ваш концерт в Минске…

Люди, мне действительно интересно на вас посмотреть! Любопытно узнать, что из себя представляют белорусские фанаты ARCH ENEMY, ибо открытие новых территорий, новой публики – это и есть самая увлекательная часть нашего длинного трипа, позволяющая держаться на плаву так долго и получать удовольствие от того, что мы делаем. До скорой встречи, друзья!

Exit mobile version