Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Интервью с EMPEROR. «У нас остается все меньше и меньше имиджа»

Emperorold

Emperorold

(Vegard Sverre «Ihsahn» Tveitan, опубликовано в «Музыкальном журнале», зима 2001)

Императоры выпустили новый альбом, удивив его содержимым всех, кого-то по-хорошему, кого-то немелко разочаровав… Незадолго до этого было объявлено, что группа больше никогда (Never say never!) не появится на сцене с живыми концертами, становясь, таким образом чисто студийным проектом и уступая радости гастрольной жизни родственному проекту ZYKLON. Накануне выхода Prometheus: Discipline Of Fire And Demise Ишан, вокалист и гитарист славного норвежского трио дозвонился до Минска…

Говоря о вашем новом альбоме: есть ли в нем какая-то концептуальная линия и, если да, какую роль играет Прометей?

Да, определенная концепция в альбоме присутствует, однако образ Прометея используется в не совсем привычном контексте. То есть связи с Древней Грецией здесь нет, наш символ — это человек, который идет наперекор обществу, делает то, считает нужным, без страха и вне зависимости от того, каковы будут последствия. (Прометей, если помните, был героем, который украл у Богов огонь и, ценой огромного наказания, принес его — огонь — в дар людям.) Раньше похожего борца мы описывали в образе Люцифера, теперь это — Прометей.

Не идентифицируете ли вы его с EMPEROR?

Можно, конечно, понимать и так. Мы не претендуем на роль спасителей человечества, но в плане бескомпромиссности и смелости — конечно, да, можем быть причислены к роду «прометеев».

Кто писал лирику нового альбома?

Я.

Как ты думаешь, можно ли сравнивать твой стиль со стилем, скажем, Фауста?

Не знаю, не вижу такой необходимости… Мы с Фаустом очень разные люди и, естественно, тексты и затрагиваемая в них тематика тоже будут различны. У него свои взгляды на жизнь, у меня — свои, у него свой подход, у меня — свой. К тому же, если честно, не имел особой возможности ознакомиться с текстами последнего альбома ZYKLON (у меня только промо-копия, без распечатки), поэтому сравнивать еще сложнее. Пускай это сделают те, у кого есть доступ и к тем и другим текстам… со стороны в любом случае виднее.

В каком направлении ты бы хотел повлиять на своих слушателей?

Ни в каком. Я за то, чтобы люди сами определяли степень и направление влияния, которое на них оказывает группа. Как слушатель, я всегда предпочитал составлять мнение о чьей-либо музыке и лирике самостоятельно, и потому хочу предложить нашим фэнам то же самое. Пускай они будут свободны в своем восприятии.

Я имею в виду, есть ли какое-то «послание», особая подоплека вашего творчества?

Нет, ничего определенного. Только, наверное, на эмоциональном уровне, на смысловом — нет.

Нормально ли будет, если реакцией слушателя явится, к примеру, желание кого-то покалечить, убить?

Это будет личная интерпретация того человека, для меня, честно признаться, очень неприятная. Я откажусь от ответственности за подобную реакцию, поскольку, несмотря на то, что каждый имеет право на собственную трактовку, такое восприятие совершенно противоположно вкладываемым в нашу музыку идеям. Мне будет очень грустно, если кто-то услышит в EMPEROR призыв к насилию, ибо моя совесть в данном отношении совершенно чиста.

Рождение норвежской блэк-метал сцены завязано на насилии, и, думается, не вам это рассказывать…

Я всегда был частью норвежской музыкальной жизни, именно музыкальной, а не какой-то там еще. Конечно, не отрицаю, были люди, которые под флагами блэк-метала занимались разного рода физическими расправами, однако это еще не повод называть норвежскую сцену насильственной или кровавой. В любом обществе, в любой группе найдутся отдельные элементы с отклонениями, однако не стоит видеть в этом основание приравнивать к ним всех остальных. Не надо обобщать и относиться к блэк-металистам с маниакальным предубеждением: это, я считаю, своего рода дискриминация.

То есть, по-твоему, спекуляции на тему «кровавого восхода норвежского блэка» есть дискриминация, а убийства и поджоги церквей во имя «пингвинов» — исключения из правила?

Да, можно сказать так. Я не отрицаю насильственности блэк-металлической музыки, но насильственности не в примитивном смысле этого слова. Исследования темной стороны человечества и выражение агрессии — не то же самое, что тупой поджог церкви…

Вопрос на тему сугубо «звуковую». Как продвигаются дела с твоими сайд-проектами? Они еще живы?

Я бы не стал говорить о своей работе вне EMPEROR как «сайд», посторонней и необязательной. В этой группе я, конечно же, играю дольше всего, она успешнее всего с коммерческой точки зрения, но это еще ничего не значит. Я стараюсь находить время для всего… Сейчас, по завершению работы над ИМПЕРОРОМ, собираюсь заняться материалом для нового полноформатника PECCATUM: Ириэль сказала, что уже успела сочинить кое-какие песни, у нее уже очень много идей… Что же касается THOU SHALT SUFFER, то это, по большому счету, был проект одного альбома, и у меня нет намерения продолжать в том же ключе, несмотря на то, что сольные вещи, безусловно, будут появляться и в будущем. Не знаю пока как и что, но будут…

Может это быть нетрадиционным для тебя стилем музыки?

Может. Вполне вероятно, что так оно и будет. Я с удовольствием исследую новые музыкальные территории, это всегда познавательно и интересно. Я никогда не ограничивал себя какими-либо стилистическими рамками, всегда старался знакомиться с новыми веяниями в звуковом мире, и, полагаю, это находит определенное отражение в творчестве собственных коллективов. Дальше, думаю, будет больше.

Хорошо, главное — не увлекаться там, где не надо… К сожалению, пока не видела вашей новой фотосессии — может, расскажешь, как изменился имидж EMPEROR на сей раз?

(усмехаясь)
Могу ответить так: у нас остается все меньше и меньше имиджа, и последние фото изображают участников группы как есть, как мы выглядим на самом деле. Это можно понимать в том духе, что визуальность постепенно теряет свое значение — и, если вы обратите внимание на буклет альбома, то наверняка заметите, что там вообще нет наших физиономий.

Есть ли причины подобной перемены?

Хммм… В начале творческого пути EMPEROR мы использовали традиционный блэк-метал имидж, пэйнткорпс и все дела, однако перестали это делать уже после выхода первого альбома. Причиной было желание не стоять на месте, развиваться и стараться выглядеть так, чтобы внешняя картинка была сообразна музыкальной. Все должно быть гармонично и соответствовать друг другу — поэтому имидж EMPEROR менялся вместе с музыкой. Сейчас вот, пришли к тому, что собираемся предстать такими, как мы есть, внешне, и более наполненными — внутренне.

Как ты одеваешься/выглядишь в повседневной жизни?

Примерно так же, как и на последних промо-фотографиях. Шипы и грим остались в прошлом.

…И люди на улицах уже не шугаются?

Нет, теперь уже нет.

А раньше было много проблем?

По-разному. Мы, бывало, подвергались нападкам со стороны людей, которые не принимали и не понимали нашего образа жизни. Это естественно для некоторых слоев общества — остро реагировать на проявления индивидуальности, «непохожести» на остальную серую массу. Неважно, как именно ты одеваешься: проблемы будут в любом случае, если ты одеваешься непохоже.

У меня возникает ощущение, что блэк-метал имидж вообще потерял свою актуальность, точно так же как и сам стиль — огромную часть своей экстремальности. Он уже не пугает людей как раньше…

Да, и это естественно. Прошло достаточное количество времени для того, чтобы публика попривыкла к блэку, а привычка часто убивает остроту эмоций восприятия. Тут дело не в экстремальности, а, скорее, в необычности… Элвис Пресли тоже был шокирующим для своего времени, однако теперь мы воспринимаем его как должное. У каждого времени свои провокаторы, которые, однако же, рано или поздно становятся обыкновением, и следующие эпохи относятся к ним просто как к части культурного наследия.

Заметь еще такую вещь: после того, как уменьшается шок и явление, будь то Элвис или блэк-метал, принимается на уровне массовой культуры, начинается такая штука как массовая популярность. Black пока, конечно, не ушел настолько далеко, однако тенденция присутствует, разве нет?

Что ж, не вижу ничего плохого в том, что этот вид музыки становится более популярным: все хорошо до тех пор, пока не страдает качество материала. Мне нравится факт, что теперь у метал-музыкантов появляется возможность донести свое творчество до широкой публики и делать музыку мировых стандартов. Мажорные лэйблы не возьмут на раскрутку абы кого, им важно качество, и, значит, можно гордиться тем, что некоторые коллективы уже «доросли» до необходимой планки.

Как же профанация «честных идей»?!?!

К сожалению, есть и такая тенденция, этого не избежать и порой, при всех плюсах коммерческого успеха, это сильно удручает. Речь идет не о количестве проданных дисков (количество, так же как и степень «крутизны» выпускающей компании — не критерий), речь идет о цинизме и, как ты говоришь, профанации идей некоторыми музыкантами. Яркий имидж и ноль содержания, «попсовая» промоция — меня это все, конечно, сильно задевает… однако ничего не поделаешь, таковы издержки. Хочется только верить, что люди окажутся способны отличить зерна от плевел.

EMPEROR тоже обвиняли в подобного рода грехах…

Да, и это смешно! Я даже не знаю, как еще доходчивей объяснить людям, что группа перманентно развивается, и, выпуская альбом в 2001-ом году, мы явно не запишем второго Anthems… или …Eclipse. Если им эти альбомы больше по душе — пожалуйста! Я тоже могу привести в пример массу коллективов, чье раннее творчество воспринимаю лучше, чем позднее… так что теперь? Требовать, чтобы они изменились? Это же нонсенс: требовать, чтобы группа была true и, в то же самое время, заставлять ее двигаться в определенном направлении. На мой взгляд, извечная проблема «тру» и «не тру» состоит в том, чтобы играть музыку, которую ты любишь, которая нравится тебе самому, а не следовать на поводу у фэнов или выпускающих лэйблов. А фэны и сами не знают, чего хотят: им надо, чтобы «тру» и чтобы играли, то, чего им хочется слышать, вне зависимости от того, потеряла эта музыка актуальность для группы или нет.

Ну а можешь ли ты определить степень «честности» музыкантов, просто взяв и прослушав их диск?

Вряд ли, потому что сейчас я вообще мало чего слушаю… просто не в курсе, что происходит на метал-сцене. То есть… говорить абстрактно не хочется, а конкретно не получится, поскольку я правда слушаю мало метала.

Что же тогда? MTV?

Нет, MTV у меня не идет. Чаще всего я слушаю классику, экспериментальную электронную музыку, просто разный современный стафф, в том числе рок- и поп-исполнителей. Стилистических ограничений нет: я слушаю все, что нахожу интересным.

Метал, получается, уже неинтересен?

Да, почти. Не могу найти ничего вдохновляющего в жанре, в котором «кипячусь» уже более десятка лет. Играть метал — это одно, но слушать его уже не хочется. Меня это напрягает. Во-первых, я уже не чувствую той изюминки, которая присутствовала (по крайней мере, для меня) в этой музыке раньше, во-вторых, не могу слушать «тяжелые» альбомы, не думая о том, как бы я сыграл ту или иную партию, что бы изменил, убрал или добавил. От таких размышлений теряется весь кайф… и избавиться от них невозможно.

Так причина в музыке или в тебе самом, в твоем личном восприятии этой музыки?

Наверное, прежде всего во мне самом. За годы увлечения металом я потерял способность восхищаться или удивляться.

Кто из поп-певцов/певиц/групп чаще всего гостит в твоих динамиках?

Я давний фанат Принца и Дэвида Боуи, поэтому, наверное, именно они.

Ясно… Меняя тему разговора: что скажешь по поводу последних событий в Соединенных штатах?

Могу сказать, что случившееся оказало на меня огромное влияние, как эмоционально, так и ментально. Оно изменило меня внутренне… За дни, которые я провел сидя у экрана телевизора или компьютера, собирая информацию в одно целое, я успел передумать очень многое… и сделать несколько очень важных выводов.

Например?

Это слишком личные и слишком деликатные вещи, чтобы говорить о них всему свету… Более того, я не считаю себя достаточно компетентным человеком, чтобы рассуждать о подобных, очень непростых вещах в прессе, вообще, выносить свое мнение на люди. Скажу только, что происходящее в Штатах повлияло на меня очень сильно, а все остальное, если позволите, оставлю при себе.

Чего ты боишься больше всего — не только в отношении происходящего в мире, но и так, чисто по-человечески, лично?

Равнодушия.

Exit mobile version