Посещение литовского фестиваля (некогда языческо-фолк-блэкового, а ныне просто фолк-металлического) Kilkim Zaibu стало для десятков белорусских фанатов делом привычным и обязательным: провести самый длинный день в году на лоне природы под пиво, жареные колбаски с капустой и бодрящие риффы — занятие приятное, полезное и вполне бюджетное. То есть было бюджетным до этого года. Несмотря на усилия местных представителей, к пятнадцатому, юбилейному изданию феста литовское посольство заартачилось и бесплатные визы по билету, в нарушение традиций, предоставлять не стало. Потому белорусский десант, подсчитав расходы, существенно поредел, и несмотря на анонсированные громкие имена — WARDRUNA, SKYFORGER, ASPHYX, MOONSORROW, DESTROYER 666, NOKTURNAL MORTUM, ROTTING CHRIST — явился на варняйскую землю в самом немногочисленном составе лет, наверное, за пять.
Посетителей вообще было не сильно много — говорят, ввиду «влетности» мероприятия последующие выпуски феста под большим вопросом. Увы. В числе приехавших больше всего оказалось прибалтов (прогноз, что украинцы, соблазнившись бесплатными проходками, предоставленными в знак солидарности организаторами феста, понаедут в бешеном количестве, не оправдался: Carpathian Alliance таки ближе и лайнапом будет даже покруче). Но те, кто все-таки добрался, оттопыривались не на шутку. Глаз и душу радовала группа позитивных волосачей из Голландии, лучезарно улыбавшихся и изобретавших полевые забавы типа гандбола с булыжником (похихикивая, парни и девушки со всей дури бросали друг в друга камень); а бородатый человек из Риги, похожий на Петера из SKYFORGER, жаловался, что его, мол, заманил сюда друг, напоил, а денег вернуться домой нет вовсе. Были и те, кому в принципе не хотелось возвращаться в реальность: под озорно-ледяным озерным ветром и затянутым пухлыми черными тучами летним балтийским небом они лежали, как черные личинки, на пляже и на полянке, им было хорошо и, главное, не холодно. Чему можно только позавидовать.
Впрочем, я целиком трехдневную программу не отсмотрела: собравшись небольшой компанией по ходу дела посетить Гору Крестов и другие локальные достопримечательности, мы приезжали уже к хэдлайнерам. Так что если кто желает рассказать про дневную часть шоу, милости просим. Говорят, отлично отыграла блэк-трэшевая литовская команда LUCTUS. И поляки THY WORSHIPER.
ROTTING CHRIST, главная группа фестиваля, закрывавшая ночным сетом его пятнадцатую — и будем таки верить, не последнюю — серию, открытием и откровением, конечно, не стала. Да и не должна была. Все знают на что способны эти греки, — и свой колдовской ритуал они провели мощно и перфектно. Звук был идеален. Свет выше всяких похвал. А ROTTING CHRIST… да разве ж они могут подвести? В 2013-м группа выпустила страшный, заклинательный альбом ???? ??? ??????? ??????, и это ощущение дьявольской мессы сумела в полной мере перенести на живую сцену. Зловещие крылатые твари с обложки релиза застыли на ее фоне, в дыму и всполохах света, будто в ожидании. Словно сейчас, под зловещее «Yetel Noh Yum-E’hoch’e’en — Xibalba» и «Grandis spiritus diavolos» откроется портал вовне, и торжественным маршем на мерзлую землю выступят легионы лавкрафтианских чудовищ. Музыка ROTTING CHRIST парализует. Ты начисто забываешь про «здесь и сейчас», завороженно стоишь, залипаешь в ее величественной церемониальности. Вспышка света — гитаристы крутят синхронными хаеро-пропеллерами (басист и гитарист в группе, кстати, совершенно «свежие», появились буквально в этом году), Сакис творит свою магию. И уже нет никакого холода. Нет ничего вообще. Растворился. Слился. Пропал. Единственное, зря он, по-моему, разбавляет свои чернокнижные шоу всякими хэви-металлическими штуками типа «хэй-хэй, мэйк сам нойз!», «итс факинг хэви-метал!», «бразерс, кип зе спирит элайв!» и прочими завлекалками, приличествующими скорей какому-нибудь MANOWAR’у. Тут уж, по-моему, как в анекдоте, «или снимите крестик, или наденьте трусики»: нагнетая — нагнетай, к чему эта попса?..
SKYFORGER, прозвучавшие неожиданно жестко, выступили неплохо (особенно запомнились по-мужски суровые чистоголосые вещи), но без особого огонька. Немцы ENDSTILLE — блэковое абы что. DESTROYER 666 — не моя категорически музыка, судить не стану. Финны MOONSORROW, в последние годы выбившиеся в гранды приблэкованного фолк-метала, в принципе, понравились, хотя им не повезло со звуком. Вокалы были утоплены, а сложносплетенное мультиинструментальное полотно то и дело прорывалось предательским свистом в колонках или сливалось в кашу. Сложная группа для озвучки, оно и понятно — а учитывая среднюю продолжительность звучания композиций в 14-15 минут, то и для восприятия тоже. Но было интересно.
На NOKTURNAL MORTUM под сценой появилось множество флагов: украинские, литовские, «бендеровские» красно-черные, еще какие-то… в общем, украинцы на мероприятие все-таки приехали — и NM начали свой сет с песен «Слава героям» и «Україна». Прозвучало краткое посвящение «Небесной сотне», однако в целом Варгот был немногословен. Музыка, мол, говорит громче. И она говорила… голосом стали. Фестивально-хэдлайнерскую программу парни составили сплошь из хитов, пройдясь по вершкам каждого альбома, — не забыв в том числе «Коляду» из дебютника 97-го. До костей, пронзительный, чем озерный туман, пробрала «Біла вежа» — удивительная атмосфернейшая вещь, смешавшая прогрессивный психоделический рок с депрессивным блэком; рвущая нервы помесью безысходности и ледяного призрачного света надежды…
«Колись ми прийдемо на скелю
До Сонця будемо звертатись
Щоб світло та тепло нам було
Щоб снігом нас не замело…»
И, будем надеяться, душераздирающий призыв к Солнцу в сакральный день его рождения ушел по адресу. Сделай же, Хорс, так, чтобы праздник состоялся и в следующем году. Причем, если можно, без снега.
P.S. Фотоотчетом — полноценным, не только по вышеописанным группам — обещала поделиться прекрасная Светлана Дубовец. Будем ждать.