Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Дударскi фэст, Пятница 13… все сразу

Май выдался концертно активным — то ли агонизируя, то ли приспосабливаясь к новым условиям (минус «Реактор» плюс непреходящий финансовый кризис), организаторы расстарались на пачку больших и малых музыкальных мероприятий. Жаль только, публики на всех не набралось — и даже несмотря на пятнично-тусовочный настрой, представительный состав и недорогие билеты, «Реактор» был скорее наполовину пуст, нежели наполовину полон. (Что, впрочем, не мешало танцполу отжигать под звуки сетов ZNICH, NIGHTSIDE GLANCE и IMPRUDENCE.) Но обо всем по порядку…

Сначала фолк. Первый день «Дударского феста» в Доме Ветеранов отметился короткими выступлениями HEDNINGARNA (13-го шведы давали сольник, который я таки променяла на метал — но фотографии будут) и ESSA, большим сетом группы СТАРЫ ОЛЬСА и финализирующим — LITVINTROLL, смотревшихся на этом торжестве средневековых и народных мотивов с необычно-аутентичными инструментами странно и шумно. Атмосфера в зале была сродни церковной: сидячие места, полумрак + несколько статично освещающих сцену прожекторов, разговоры вполголоса и почти благоговейный трепет на академически серьезных лицах слушателей.

Скандинавская эстетика HEDNINGARNA серьезных впечатлений не оставила — то ли не успела проникнуться, то ли группа подсознательно до сих пор ассоциируется с чарующими женскими голосами, и от инструментала веет некой незавершенностью… сказать трудно. (Кто был в пятницу на расширенной версии, поведайте, как оно?..)

ESSA — пожалуй, один из самых культовых фолк-коллективов Беларуси (церковью, кстати, нелюбимый и даже периодически гонимый за «язычество»). Основная специализация — духовное наследие Крывии, но в не по части копирования традиционных песнопений, а больше в виде импровизации «на заданную тему». Играли, как я уже говорила, мало. Минималистично и сумрачно. Дуда, голосящие девушки — то ли стон, то ли плач, то ли похоронный зов… на слух ложится камнем вековой печали. И слушается очень непросто.

СТАРЫ ОЛЬСА понравились как никогда. Продуманные средневековые наряды, красочный инструментарий — и пышная визионерская музыка, оживляющая в воображении волшебные картинки далекого прошлого. Исполняли в основном танцы — Средневековье, Ренессанс, Барокко (с поясняющими комментариями, что к чему и откуда), так легко, красиво и лихо, что хотелось тут же, с места, в пляс — пусть неумеючи, но с верой, что богатая мелодикой и ритмами музыка сама направит нужные движения.

В пятницу (плавно перевожу тему на «Реактор») язычески-народную тему продолжили ZNICH — правда, в основном текстово-идеологически. Музыка группы от фолка давно ушла — вживую нынешние «зничи» скорей напоминают SAMAEL среднего творческого периода: качающая мощь и напор, четкие структуры, тщательно прописанная мелодика и обильные клавиши, с годами занимающие в саунде коллектива все более активную позицию (что неудивительно: не забываем, кто в ZNICH сочиняет аранжировки). Уверенно и — стабильно — хорошо.

Так же качественно, как «зничи», отколбасили NIGHTSIDE GLANCE — несмотря на все усилия «реакторских» звукорежиссеров и известные особенности местной акустики. Обещанная презентация EP, новые музыканты в составе команды, а также заметный крен саунда в лязгающий индустриальщиной модерн-пост-блэк. Эффектная подача (хотя есть мнение, что басист вживую немного «не тянет»), красивые грамотные темы, чад и угар!.. Учитывая, что в последние недели парни, не щадя себя и своих близких, записывали-нарезали-печатали диски, чтобы успеть к презентации, презентация удалась. Можно выдохнуть.

IMPRUDENCE, официально находящиеся в состоянии полураспада и ныне практически не репетирующие, смотрелись достойно, но при этом как-то… безнадежно, что ли. Словно бы группа проклята годами гонять одну и ту же программу. Впрочем, не зная о трудной ситуации в коллективе, отрываться можно было с удовольствием — в распаде или нет, эти парни таки помнят, как завести танцпол! Мастерство не пропьешь.

Остальное… прошло мимо. На THELEMA и EXIST-M не успела; SOULSIDES (потрясающе хорошие, но, увы, слишком своеобразные для концертной солянки), как всегда, вогнали в уныние; PARTYZONE выступали в доселе не виденном составе, играли резво, энергично, но (имхо!) некую невообразимую чухню. Без обид, если кому понравилось, но как-то… категорически никак.

Вот такие получились клубные «похороны» — будем надеяться, не навсегда, а лишь до следующего сезона. А потом все начнется заново — и в зале снова появятся знакомые лица, а на сцене — знакомые группы. Аминь?..

IMPRUDENCE на сцене

Фотографии: Дударскi Фэст, Пятница-13.

Exit mobile version