Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

10 000 TOOL: Концерт в Катовицах

(обзор написан для сайта @music, июнь 2006)

Есть группы, которые феноменально популярны и культовы на Западе. Есть коллективы, которые на фиг никому не нужны за границами экс-совковой территории. Какая из категорий более востребована на отечественных просторах (публика, организаторы концертов, лицензирующие лэйблы, пираты, в конце концов)? Глупый вопрос. Известность у нас — вещь настолько непредсказуемая, что ни один десяток академических аналитиков, поседев и состарившись за расчетами, не выведет необходимой формулы. Вот, скажем, странный, этериально-заумный, мистический и в чем-то даже элитарный коллектив KING CRIMSON здесь многие любят и уважают, а, положим, TOOL — не менее странный, нестандартный, внежанровый, культовый для половины музыкально и интеллектуально подкованного мира мало кто знает вообще. И дело вовсе не в статусах! А дело… ну я не знаю в чем, правда. Факт тот, что земля обетованная на картах мозга наших соотечественников частенько обозначена как terra incognita, и, если честно, за месяц-другой я просто заколебалась объяснять друзьям-родственникам-знакомым, что там за ИНСТРУМЕНТ такой приезжает в Катовицы, что мне не жаль ни денег, ни времени на пару тысяч километров туда-обратно, чтобы поехать и лично засвидетельствовать полтора часа его бесперебойной работы на кузнице тяжелой прогрессивной рок-музыки.

Да, кстати, о феномене популярности! Еще одна вещь удивила и заставила задуматься во время многочасового мини-бус пробега по польским городам и весям. Во всех кафе, барах, забегаловках, в которые семерых минских пассажиров заносила длинная и нелегкая дорога, во всех машинах, по тв и радио в дружественной соседней стране играет поп-музыка, диско и евродэнс, баллады и хиты 70-80-х. Ну просто напасть какая-то! Синди Лопер, Танита Тикарам, THE BELOVED, MODERN TALKING — прекрасные потрепанные мелодии детства, навевающие флер ностальгии на нас и ни о чем не говорящие поколениям, рожденным после середины восьмидесятых. Серьезно говорю: единственной более-менее свежей вещью, услышанной за проведенные в РП дни, был боевик ТАТУ «All About Us». И все, сплошное ретро. Как, почему? Вопрос для следующей академ-когорты.

Единственное — переходя к основной теме повествования — можно сказать с полной уверенностью: несмотря на массовые ностальгические настроения, TOOL в Польше, как и во всем продвинутом мире, знают, ценят и любят. Переполненный «Сподек» (навскидку — не менее пятнадцати тысяч, раза в два-три больше людей, чем на тех же ежегодных «Металманиях»), вне зависимости от не самых дешевых расценок на билеты (40-100 баксов сидячие места, танцпол около 60-ти) — лучшее тому подтверждение. Да и публика какая! Помимо непременных неформалов, фанатов в многообразных «туловских» майках и более-менее нейтрально выглядящей молодежи, поприходило немало убеленных сединами дядь и теть, в семейном сопровождении (дети, семьи детей, внуки -целыми кланами приезжали!) и без оного. Солидненько, в общем, так, впечатляюще.

Пока в окрестных барах разливалось реками пиво и немерянные очереди у входов мавзолейно оккупировали здание концертного зала, в жарком воздухе носился вопрос: кто все-таки будет разогревать САМИХ? Если неучастие пост-хардкор-сладжевой группы ISIS стало общеизвестным фактом еще, наверное, до начала продажи билетов с логотипом того самого «изиса», то мнения насчет суппорта разнились. То называли что-то вроде NOTHING, то обещали некий таинственный польский коллектив — так или иначе, не правы оказались все скопом. Потому как разогрева не было вовсе. Только инструментарий TOOL, в течение полутора часов воздействовавший на большинство доступных воздействию чувств.

Скажу сразу: мне концерт понравился. Проходил он несколько необычно, однако я, к примеру, склонна расценивать эту «необычность» как своеобразную фишку команды, нежели проявление звездного чудачества или желание плюнуть в честные фанатские глаза. Однако даже в рамках нашего небольшого автобусного коллектива мнения разделились…

Спрашиваете, в чем дело? Говоря вкратце, группы попросту не было видно. Причем не только нам — с далекой «сподековской» галерки, а вообще, в принципе: световое сопровождение концерта хитро скрывало музыкантов от жаждущей и страждущей аудитории. Более-менее ярким, приковывающим внимание пятном на сцене светилась только установка Дэнни — гитаристы напрягались над своими навороченными партиями в полутьме, а Мейнард, гордость отряда «Лучшие современные рок-голоса планеты», упорно торчал на самом заднем плане, кривляясь и извиваясь где-то там, возле одного из фоновых экранов. Он был тенью — бесплотной, страдающей, надрывно взывающей или грустно-сладко томящей, воскрешающей смутные образы параллельных миров. Оригинально? Бесспорно. Неуважение ли к публике (группа показала себя «по-человечески», подойдя к краю сцены, только в финале, перед мерзко включившимся верхним светом, в плане же интерактивности и общения с аудиторией было и вовсе плохо: привет, пацаны, сейчас мы сыграем — и все, без лишней траты слов)? Не знаю. Все-таки, имхо, за такой группой можно оставить право на нестандартность самоподачи…

Вместо (банально) бегающих туда-сюда музыкантов визуальная составляющая мероприятия была построена на пульсирующей, тщательно подогнанной под музыкальный ряд многоцветной игре света в зале, а также на работе разделенного на несколько частей фона-экрана, переливающегося яркими гипнотизирующими глюками и периодически оживающего жуткими человеками из «туловских» клипов. Вроде как врубили громадное видео-окошко winamp, загрузив туда ряд соответствующих случаю плагинов и запустили программные фантазии по волнам сложных, перекрученных сменами ритма, перегруженных мелодическими фишками аранжировок TOOL.

Согласно расписанию тура, посвященного альбому-которого-ждали-долгих-пять-лет, в Польше игралось 12 песен — по одной-две ударной вещи с каждой пластинки и, кажется, три («Vicarious», «The Pot», «Right In Two») с нового. Если я, конечно, ничего не забыла и не упустила — что, в принципе, было несложно, учитывая, что большая часть сета сопровождалась сложными импровизационными наворотами. Что тут еще сказать? Побросаться штамповками вроде «исполнительское мастерство», «виртуозность», «мастера своего дела»? Фи. Играли они безупречно — в этом, полагаю, никто не сомневался. И если ваше сознание хоть раз растворялось в чернильной пустоте, пожирающей мир неповторимыми звуками, порожденными злым гением TOOL; если психоделичный надрыв, болезненная, ломаная интенсивность их музыки, трогательная беспощадность лирики не раз топтались по обрывкам ощетинившихся нервов; если вы умирали, воскресали, снова умирали, чтобы переродиться уже во что-то новое, другое, сумасшедшее, под аккомпанемент безумного таланта этой ни на что не похожей группы, то, уверена, ни в каких лишних комментариях не нуждаетесь. В «Сподеке» этот дивный мир ожил, задвигался и парализовал повседневность. Это надо было слышать! И хотя не все из ожидаемого и премного желаемого было сыграно (мне, в примеру, хотелось больше любимого Lateralus: из этого альбома прозвучали, увы, только «Schism» и «Lateralis»), впечатлений хватило выше головы. Быть может, ощущение присутствия не менее важно, чем непосредственный визуальный контакт. Может быть. Во всяком случае, TOOL как исключению как исключений позволено самим выбирать, КАК именно их воспринимать…

Exit mobile version