Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

THEODOR BASTARD в Минске. Аудиовизуальные наркотики

Заходишь в «Репаблик» — и попадаешь в магический круг. Ритуальный танец, психоделическая церемония посвящения, в дыму, полутьме, с плавающими по заднику-экрану медузами, черепами, мрачными мультяшными зверями и ликами старцев. Народ, сгрудившийся на танцполе, мерно покачивается. Очарование? Транс? На сцене российская группа THEODOR BASTARD. Дразнит духов и укрощает стихии. Щекочет хтонические силы, вызывая и переплетая звуки откуда-то извне, из танца древних огней и шелеста ветров. Группа, которая всякий раз рождается на сцене по-новому — и, как признавались музыканты, сама не вполне понимает, что именно собирается играть в следующую минуту. Как нашепчут демоны. Как ляжет карта.

THEODOR BASTARD появился в 1996 году с подачи милейшего человека, известного как Федор Сволочь. Его должность в группе — гитара, вокал, электроника. Экстраверт и харизматик, внешне напоминающий Алеся Таболича, Федор (хотя на деле Александр) неустанно носился и вращался по сцене, пульсировал, аки Солнце, излучая бесконечный поток позитива и дружелюбия. В финале, когда группа безуспешно пыталась прощаться после двухчасового сета (но таки не вытерпела и вышла на бис) он радостно признался, что наполовину белорус, в связи с чем крайне горд и счастлив играть именно здесь. Для благодарной и понимающей публики.

Публика, к слову, действительно была и благодарна, и понимающа: человек, наверное, триста, по большей части девушки, экзальтированные и не очень — но все блаженно внимающие происходящему. Оторваться и правда было непросто: наркотики затягивают.

В составе THEODOR BASTARD пять человек, виртуозно тасующих аутентичный и современный инструментарий, звуки и настроения. Синтезаторы, танцевальные ритмы, трип-хоп, едва ли не рэповый говор; этническая перкуссия, медово-густой восточный флер, русская народная тоска, тибетские мантры, неофолк, шаманизм — музыка мира, скроенная по лекалам вечности, за строгими рамками культурных, национальных и религиозных традиций. Рамок для THEODOR BASTARD вовсе нет. И категоризировать их творчество, пожалуй, не удастся. Их часто сравнивают с COIL — и не только по причине давешнего сотрудничества с Питером Кристоферсоном, но также в том плане, что вот пойди опиши. Считайте это чистым вдохновением. Считайте это гипнозом. Звуковой версией Кастанеды. И не знаю, как в записи, но на концерте это божественно.

Идентифицировать все инструменты, которые использовали во время шоу музыканты, не смогу: там всегда набор экзотичного (дарбуки, ашико, конгас, джамбеи, дафы, диджериду, даф, дойра, думбек, удо, калимба, реко-реко, кашиши, ашико, баву, дудук — само по себе звучит как заклинание). Однако главное выразительное средство очевидно: милая и неизменно стильная Яна Вева. Автор песен, обладательница изумительного голоса; волшебница печального и немного нервного образа, сотканного из снов и стихов. Она рисует во тьме лица, населяя магический сумрак THEODOR BASTARD фантастическими грустными существами. Без нее представить эту группу невозможно.

Иду и слышу: дыхание рядом
Пустые коридоры в темноте.
Лицо пылает недобрым пламенем,
И эхо в ночь зовет по имени.

В этом сне я как обычно ищу выход
По остывшим пустыням,
Нездешним местам
С севера на запад,
Восток и на юг
На белой метле по мертвой воде
Иду-иду-иду…

Кстати, если кто слышал SHIVA IN EXILE, экзистенциальный проект Стефана Хетриха, известного по DARKSEED и BETRAY MY SECRETS, — так вот, женский вокал там записывала Яна. THEODOR BASTARD вообще любят коллаборации — ну и артисты со всего мира сотрудничают с ними охотно. Ценят и профессионализм, и нестандартный подход, и чутье. И, главное, умение отрешиться, нарушить призрачные закономерности. Можно все. Главное — уметь.

В 2015-м году группа выпустила альбом Ветви (четырнадцатый, с учетом концертника и сборников ремиксов/переработок). «Мы каждый год путешествуем по русскому северу, по Карелии, – написал в предисловии Федор, — ибо настало время обратиться к своей культуре, к своему краю, к своим корням. Это наши места силы. Это те места, где камни, ветер шепчут и говорят с нами. Наш альбом — это песни северной суровой природы. Музыкальной находкой в записи стало самобытное сочетание архаичной перкуссии с народными струнными инструментами. Использование необычных этнических инструментов остается неотъемлемой частью творчества THEODOR BASTARD. Русский рожок, национальная монгольская скрипка морин-хур, тибетская ритуальная труба дунчен, древнерусские гусли, кахон, варган, дульцимер — это лишь малая часть музыкальных диковинок нового альбома».

Играли, конечно, не только новое, но и всякое — вневременное, воздушное, ритмичное, жаркое, драматичное, оживляя мертвых и погружая живых в сакральное потустороннее. Не без визуальных эффектов: время от времени на сцене появлялись девушки из минской танцевальной студии «Ketri». Птицы, демонические блудницы, золотые восточные соблазнительницы — в их образах и движениях музыка THEODOR BASTARD оживала, как кинопленка, — ну а в конце, на том самом прочувствованном бисе, гибкие колоритные барышни все вместе кружились на танцполе, еще на миг, на звук, на вдох продлевая экстатический сет.

В общем… это было сильно. И необычно. Так что в следующий раз, когда THEODOR BASTARD посетят Минск, советую испытать на себе. Оно того стоит.

ЗЫ. Фоторепортаж здесь!

Exit mobile version