Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Интервью с UNHOLY. «Я не люблю, когда музыку переводят в доллары»

unholy97 band

unholy97 band

(Ismo Toivonen, опубликовано в «Музыкальном журнале», осень 2005)

Согласно народной похоронной присказке, лучшие всегда уходят первыми: сама судьба-завистница обрубает ржавой косой тугую жизненную нить, поворачивая серое морщинистое лицо с гнилозубой усмешкой к ордам посредственности, коптящим терпеливые небеса. Неестественный отбор? Божественная несправедливость? Не знаю. Я только грустно вспоминаю об этом, подсчитывая новые потери, будь то хорошие люди или хорошие группы…

Легендарный финский дум-метал коллектив UNHOLY два года назад пополнил «черный список». Причем основные причины-то на сей раз оказалась до неприличия банальны: нехватка денег, отсутствие поддержки выпускающего лэйбла и, что особенно печально, слабый суппорт со стороны фэнов. Да-да, не удивляйтесь! Депрессивно-авангардный dark doom нынче не в цене. А ежели не верите, почитайте, что по этому думает экс-лидер команды клавишник/гитарист Измо Тойвонен.

Впрочем… для начала немного информации биографического характера.

Корни нестандартного и неизменно мрачного финского дум-образования лежат в 1988 году, когда гитарист Яркко Тойвонен и вокаллер-басист Паси Айджо (не знаю уж, как его хитрая фамилия правильно по-русски произносится, извиняйте, если что!) решили записать бласфемическую демо-ленту Kill Jesus под вывеской HOLY HELL. Записали. Понравилось. Переименовались. «Несвятые» — емко, кратко, однозначно. Вскорости на свет появились еще три демки, некоторым образом обозначив зачатки оригинального, ни на кого и ни на что не похожего стиля юного коллектива. «Weird», — пожали плечами критики. Не все поняли — однако многие заинтересовались. Trip To Depressive Autumn 1991 года в кассетном формате попал на полки музыкальных магазинов США и Европы — стараниями Wild Rags и Lethal Records соответственно. Последние тут же предложили команде контрактик…

С этого момента, собственно, и начинается легенда. Альбом From The Shadows (1993) явился первым весомым кирпичиком в фундаменте нового «несвятого» храма экстремального дума: тяжелый и мелодичный, грустный и пульсирующий нестандартными находками, не особенно хорошо записанный, но неизменно интересный, он со старта определил UNHOLY в авангард (во всех смыслах!) жанра. Avantgarde Music завербовали многообещающий коллектив…

Солидная финподдержка лэйбла обеспечила второму альбому группы намного более качественную запись: The Second Ring Of Power создавался в одной из лучших на те времена финских студий. Поле для экспериментов было выбрано немерянное! Скрипки, клавиши, драматические женские вокализы украсили и разнообразили и без того нескучный саунд группы. Потрясающая атмосферика и смелость идей обеспечили второму полноформатнику высшие места в чартах «продвинутой» метал-прессы — и, одновременно, недоуменные знаки вопроса в журналах более консервативного толка. Их превозносили и ругали одновременно — однако аксиома «контроверсивно — значит, многого стоит» была группе на тот момент не совсем понятна. Они ЗНАЛИ, что записали отличный альбом! Откуда тогда эта неприязнь? Почему многие их просто не поняли??? Несоответствие реакции ожидаемой и реакции реальной («несвятые»-то свято верили в восприимчивость публики!) стало причиной первых разломов внутри коллектива. Тяжелая работа над альбомом, чувство легкого разочарования, отмена промо-тура породили в тонких ранимых творческих думерских душах желание — ни больше, ни меньше — гордо забить на непонятливую метал-сцену. В декабре 1994-го было объявлено о помещении проекта в большой холодильник… на время. В период «большой заморозки» каждый занялся сольными проектами — из которых наибольшего успеха добился TIERMES Яркко (как ни странно: по слухам, парень булдосил месяцы напролет).

Прошло пару лет, и, соскучившись по сильным эмоциям, не нашедшим воплощения в сайд-проджектах, UNHOLY сели за стол переговоров. Решили попробовать покреативить еще немножко. Из состава выпал Яркко, зато Avantgarde восприняли «воскресенца» с большим энтузиазмом. Подписали новую контрактную бумажку и дали денег на запись…

Так, в конце 1997 года появился самый тяжелый и сложный полноформатник коллектива под названием Rapture. Оценки снова прыгали по шкале от одного к десяти и обратно — однако пошли концерты, поехали туры, кипел энтузиазм и желание что-то делать — снова! — и это с лихвой перекрывало уже привычные непонятки. Идей было так много, что, едва разобравшись с концертной деятельностью, группа заспешила в студию (Astia, кстати), дабы побыстрее придать им звуковую форму и выпустить свой самый сильный и совершенный альбом. За несколько летних недель 1998 года был записан Gracefallen — и на сей раз ожидания и предвкушения были велики как никогда. Они выложились полностью: этот альбом был выверен до нотки. Яркий и неожиданный, материал оказался новым и экспериментальным даже для такой внежанровой команды как UNHOLY.

Выпущенный в 1999 году, Gracefallen, однако, не только оправдал высоковозложенных надежд. Нет! Он оказался на грани провала! «Это лучший из записанных нами альбомов — и он же самый слабый в коммерческом плане, — говорит лидер коллектива Измо. — Он оказался слишком «стильным» для наших старых фэнов и недостаточно «стильным» для того, чтоб выйти на уровень мэйнстрима. Мы надеялись перешагнуть планку андерграундности — и не перешагнули. Даже наоборот. А быть андерграундной командой мне уже, признаться, к тому моменту, жутко опостылело. Я ненавижу все эти непременные атрибуты андерграунда: плохая запись, вымученная кривая аранжировка, тупая узколобая лирика, блэк-метал и т.д. Люди не поняли Gracefallen, не поняли, что его не нужно ни с чем сравнивать — в том числе и с предыдущими дисками UNHOLY, — и продавался он отвратно!

Далее пошли засады с концертами. Никто не хотел приглашать нас на крупные фестивали, поскольку группа была неизвестна мэйнстримным организаторам. С другой стороны, мы уже вышли из того возраста, когда можно запросто соглашаться играть «за еду»: за оплату проезда, за свой счет и т.д.! Наша музыка слишком комплексна и требует слишком много усилий, чтобы играть ее за просто так…

Ну и последнее. На этот альбом возлагалась огромная надежда. Мы сделали его настолько идеальным, насколько могли — и мы искренне верили, что качества музыки должно хватить на подписание контракта с каким-нибудь крупным лэйблом. Это бы очень помогло нам с концертами. Как же мы заблуждались! Альбом был отослан на каждую мажорную контору, и с одной (одной-единственной) из них даже начались переговоры… Уже, казалось, бы, все решено, скоро будет контракт, но…но… обсуждения затянулись на немыслимый срок. Прошло полтора года, и конца не было видно. Потому — даже из чувства гордости — мы решили забить на них. Если они ТАК хотят с нами работать, то проще отказаться с самого начала.

Все эти накладки не могли не сказаться на творческом духе коллектива. Мы очень ждали нового контракта… Записали штук 15 новых песен — уникальных, отличных от всей музыки UNHOLY, даже Gracefallen. Пригласили новую вокалистку, которая прибавила саунду джазовости… разработали, фактически, новый стиль, с мечтой работать над ним дальше, как только будет подписан этот контракт. А потом все обломалось. Решение распустить группу было, пожалуй, самым верным и единственно здравым шагом. Да… мы хотели сказать новое слово в мире музыки, однако никто не дал шанса даже раскрыть рот»…

После истории группы начнем беседу в обратном хронологическом порядке, со дня сегодняшнего. Чем «несвятые» занимаются в настоящий момент? Часто ли встречаетесь?

Очень редко. У каждого из нас своя жизнь, свои заботы, свои проблемы. Кстати, я даже не знаю, занимаются ли остальные экс-участники коллектива музыкальными делами — сам я играю и записываю поп-музыку со своим другом. Просто развлечения ради. Кроме того, много сил занимает воспитание ребенка: у меня двухлетняя дочь. Да! И у Паси с Джейдом тоже маленькие дети, так что семейные вопросы на данный момент для нас актуальнее всего.

А как насчет UNHOLY, не жалеешь о решении разбежаться? Скажем, если бы какой-то мажорный лэйбл сейчас предложил мармеладные условия контракта, согласились бы реанимироваться?

Я не жалею об UNHOLY, поскольку, помимо всего прочего, я считаю, что в doom metal жанре мы сказали все, что могли сказать, и я не видел смысла двигаться дальше даже с чисто креативной точки зрения. Во всяком случае, в этой области и по этим именем. Если бы мы собрались снова, это уже была бы уже не группа UNHOLY, а что-то другое, под другим названием. Ну а если бы, скажем, Sony Music предложили нам продолжить играть, вероятно, мы бы согласились — хотя в результате я лично не уверен. Возможно, результатом стало бы не совсем то, чего они ожидали…

Твои слова из давешнего интервью: «нелегко быть активной группой, когда на тебе висит работа, семья, когда не платят за концерты… более того, мы просто-напросто ПОСТАРЕЛИ». Ты полагаешь, что возраст играет большую роль?

Не сам по себе возраст — думаю, это вопрос упорядочивания жизни, изменения приоритетов. И, кстати, глядя на все это сейчас, несколько лет спустя, я прихожу к довольно интересному выводу. Я НЕ ДУМАЮ, что музыка понесла большую утрату, потеряв UNHOLY. У нас никогда не было большой толпы фанатов…

…Да, я уверен, у каждого из нас был определенный талант в области сочинения и исполнения музыки, но ни у одного из нас не нашлось таланта выживания в болоте шоу-бизнеса. Результат этого? «Легендарная группа, которая могла сделать так много, но… не сделала».

Раз уж мы затронули вопрос шоу-бизнеса, прокомментируй, пожалуйста, работу Avantgarde Recs. Насколько хороши они были в роли издающего лэйбла?

Если честно… не особо. Уже во времена Second Ring мы заметили, что компании не хватает энергии и желания заниматься мерчандайзингом и промоцией своей продукции. Причем это касалось любых групп, не только нас. Avantgarde хватало максимум на месяц, когда они действительно старались продвигать новый релиз — дальше в сферу их внимания попадала другая группа, и они теряли всякий интерес к предыдущей. У них даже невозможно купить диск, выпущенный более, чем три месяца назад! Все, что они успевали продать за недолгое время активного продвижения альбома, они продавали — а потом просто забивали на него. Дополнительного тиража не печаталось никогда — либо (как вариант) он печатался долгое время спустя, когда угасали последние угли интереса со стороны публики.
И, уверен, они могли бы продать более тысячи копий КАЖДОГО из наших альбомов, потрудившись предложить их дистрибьюторам хотя бы во ВТОРОЙ раз! Точно говорю: через три месяца после выхода Gracefallen в Финляндии невозможно было купить ни одной копии: у дистрибьюторов их просто-напросто не было. Нам приходило множество писем: люди спрашивали, где и как можно приобрести альбом. «Закажите у Avantgarde». Хорошо. Через некоторое время те же самые фэны писали, что лэйбл ни разу не соизволил ответить им на запрос. Такой вот странный маркетинг. Роберто постоянно обвинял нас в том, что альбомы плохо продаются, что мы требуем слишком много денег на запись и т.д., что мы обуза — однако понять его логику и логику Avantgarde я не могу до сих пор.

Хотя, безусловно… не только плохие воспоминания возникают при мысли о нашем сотрудничестве. Были и положительные моменты. Например, этот лэйбл был одной из последних метал-контор, начавших выпускать музыку ради денег (например, блэк-метал). Они одними из последних поддались коммерциализации — однако когда это произошло, я считаю, мы совершенно правильно свалили оттуда. Я не люблю, когда музыку переводят в доллары.

Не мог бы ты кратко прокомментировать каждый из полноформатников UNHOLY? Знаешь… всегда интересно мнение творца, особенно по прошествии немалого времени.


Gracefallen.
Альбом, который я хотел записать всегда, но не мог сделать этого раньше, пока в группе был Яркко. Я просто не обладал достаточным влиянием и авторитетом. Возможно, это прозвучит грубовато, но наш бывший гитарист был настолько БОЛЬШОЙ звездой, что забивал своим апломбом всех остальных. А это не могло не сказаться на вдохновении и желании что-либо делать. Он создал UNHOLY, но когда его собственная деградация стала слишком очевидна, нам пришлось взять заботу о группе на себя.

Работа Паси заметна, собственно, еще со времен Second Ring: он привнес в музыку интеллигентность. А после ухода Яркко я, гитарист команды, стал ее лидером и главным аранжировщиком.

Rapture — это по большей части работа Паси. Моя роль там состоит, собственно, только в придании саунду прямолинейности. Цель этого альбома была в воплощении чистых, простых эмоций, лежащих в самом основании музыки. И, думаю, нам это удалось сполна. Rapture — альбом насильственный, он с самого начала пугает и давит на слушателя. И сейчас, по прошествии стольких лет, я считаю, что это великолепная работа.

Как я уже говорил ранее, Second Ring был по большей части детищем Паси и Яркко. Для этого альбома я написал всего одну песню, да и, по большому счету, практически не принимал участие в записи (я тогда служил в армии). Общее мнение? Имхо, Second Ring не несет в себе каких-либо сильных и сложных эмоций, поэтому вникнуть в него гораздо проще, чем в любой другой из наших релизов. То есть, я не хочу сказать, что он неудачен, нет, просто, на мой вкус, он несколько пустоват и тривиален. При этом это крайне увлекательная и цепляющая музыка, самый цепляющий альбом за всю историю коллектива. Быть может, именно по этой причине и самый успешный с коммерческой точки зрения…

О From The Shadows могу сказать… немного… Это было так давно. Он создавался молодостью, чистой энергией и максимализмом. Нет, снова не хочу сказать ничего плохого — все-таки это своего рода легенда жанра. В нем есть шикарные риффы, есть по-настоящему хорошие песни. И, тем не менее, я бы не стал слушать его при каждой возможности — хотя бы из-за плохой записи.

Подводя итоги, повторюсь: Gracefallen — это, по моему разумению, самое совершенное воплощение UNHOLY. Хотя… большинство аранжировок и композиций на нем моего авторства (плюс все клавиши и гитары) — и, возможно, именно поэтому я отзываюсь о диске столь восторженно. Хотя, с другой стороны, невозможно не оценить и работу Йана в качестве текстовика: его лирика с каждым разом становилась все лучше и лучше, и не заметить его талант совершенно невозможно.

Gracefallen для меня слишком идеален: когда запись была закончена, я словно посмотрел в пустоту, чувствуя, что сделать что-либо лучше я не могу. И именно по этой причине мы решили сменить стиль после этого альбома, начав музыкотворение с самого начала, с нуля. Мы начали писать материал совершенно по-другому — и мы проиграли, так как контракта для следующего альбома так и не вышло. Могли бы мы записать продолжение Gracefallen? Возможно. Но этого-то как раз и не хотелось. Нужно было заняться чем-то другим.

Как тебе живые выступления? Нравилась концертная деятельность (помимо того факта, что вам не платили, конечно)?

О, конечно. Концерты — это было лучшее из всего, что у нас вообще было. Я действительно обожаю сцену.

Интересная вещь замечена в ваших старых интервью. Группа всеми силами отмазывается от антихристианского шаблона, говоря, что, несмотря на свое название, никакого отношения к религии вы не имеете. Однако, если мне не изменяет память, ваше первое демо называлось Kill Jesus. Никакого отношения к христианству, а?

Это были тексты и идеи Яркко, и, должен признать, они носили не очень христианский характер. НО! Название группы UNHOLY никогда не имело религиозного контекста — во всяком случае, для меня. UNHOLY — это символ музыкальной свободы, возможности делать вещи иначе, по-своему, вне зависимости от «святых» правил музыкального мира.

Судя по фотографиям, вы никогда не увлекались метал-атрибутикой типа цепей, пентаков, «злобных» футболок, колечек, шипов, цепочек и т.д. Не нравится?

Нет, мы никогда не носили всего этого. Хотя, с другой стороны, я лично ничего не имею против групп, которые увлекаются подобными вещами.

…Честно признаться, не могу сказать, по какой именно причине я не носил вышеназванной атрибутики. Возможно, потому, что это клише в рок- и метал-музыке. А может, потому, что я никогда не был достаточно большой звездой, чтобы считать этот стафф для себя необходимым. ;)

Существует мнение, которое так или иначе выражает большинство музыкантов: наиболее креативное время для творческого человека наступает, когда он находится в состоянии депрессии, грусти, когда он чем-то расстроен или разочарован. Боль, меланхолия, мрак — куда более продуктивные «музы» для творчества, нежели большие и маленькие жизненные радости, периоды счастья и довольства. Согласишься с этим утверждением?

Да, полностью. Не знаю, почему так происходит, но подобная тенденция тоже была неоднократно замечена. Большинство наших песен созданы в холодное, мрачное, ветреное, депрессивное, дождливое, пасмурное время года. И, несмотря на то, что летом, в период отпуска или каникул, казалось бы, можно посвятить музыке гораздо больше времени, у нас это никогда не получалось. Странно, но факт! Объяснения ему я не знаю.

Быть может, дело в том, что минуты радости довольно редки, и, натыкаясь на них в повседневной жизни, ты не можешь позволить себе упустить возможность насладиться ими, поплескаться в фонтане удовольствия? Музыка проигрывает желанию ухватить за хвостик зверька по имени гедонизм?..

Вероятно, ты права! По крайней мере, другого объяснения я предложить не могу.

Интересно, как тебе нравится тот факт, что нынешняя финская сцена по большей части ассоциируется со сладкими, накрашенными, томными мальчиками типа HIM, ENTWINE, TO DIE FOR и т.п.? И как насчет love-метала, нравится?

Нет, не нравится. Скажу даже больше: Я ЕГО НЕНАВИЖУ! Это простая… fucking тупая простая музычка для fucking тупых простых людишек, которым что плевок в глаз, что божья роса — одно и то же. Они даже не понимают, как эти группы и издающие лэйблы унижают их, впихивая подобное дерьмо.

Такую музыку, такие риффы все, кто мог, сыграли лет 30 тому назад. И никому оно не должно быть нужно сейчас, но глупая публика готова схавать и не такое. Честно признаться, я так и не определил для себя, кто в этой толпе дурней — группы или их фэны? Насчет лэйблов-то не сомневаюсь: это единственная здравая составляющая love-metal маразма.

Если говорить о настоящем дум-метале… что бы ты назвал его основными компонентами?

Тяжесть, меланхолия, гипнотические и, возможно, несколько «больные» мелодии и эмоции. И красивая лирика.

Красивая лирика на какие темы? Есть же, наверное, какие-то предпочтения…

Человеческие чувства и мысли, природа, любовь, отчаяние… для doom metal хороша любая тема — главное не в теме, а в том, КАК ее преподнести. Если петь о любви так, как это делает HIM, то это не doom, это отстой!

Как насчет funeral-подразделения, есть ли группы, которые ты слушаешь с удовольствием? Или те, чью атмосферу можно сравнить с UNHOLY?

Хороши SKEPTICISM, но то, что они делают — определенно не музыка для повседневной рутины. Даже мне иногда слушать ее слишком тяжело. И… все же сказал бы, что на сегодняшний день это одна из лучших команд в метал-жанре.

Три альбома, которые, на твой взгляд, оказали решающее влияние на становление дума?

To Mega Therion
CELTIC FROST, первый диск BLACK SABBATH и, возможно… From The Shadows.

Есть ли большая разница в выразительных свойствах женского и мужского вокала — в плане способности отражать чувства, эмоции, воплощать специфическую атмосферу?

Женский вокал — это, я бы сказал, более легкий способ выражения чувств. Своего рода «дешевый трюк» для команды. Мужской голос также МОЖЕТ отражать эмоции, но очень сложно сделать так, чтобы их мог понять и почувствовать каждый слушатель. А поскольку большая часть фанатеющей по металу публики юна и неопытна, гораздо проще и мудрее остановить свой выбор все-таки на фимэйльном вокале — ибо даже если вам удастся найти по-настоящему хорошего вокалиста, мастерски владеющего своим голосом, все равно есть шанс, что часть аудитории не воспримет его должным образом.

Можешь описать место, в котором ты сейчас живешь? Вещи, которыми любишь себя окружать, любимые занятия?

Сейчас… я сам себе удивляюсь. У меня нормальная работа (в IT-области), собственный дом, машина, girlfriend и маленькая дочь. Я всегда увлекался компьютерами, потому провожу перед монитором большую часть своего времени (частично потому, что этого требует работа). Музыку практически не играю, поскольку не могу позволить себе уделить ей достаточное количество времени. Уж лучше лишний часок «поиграться» с компьютером, когда выпадает свободная минутка. Да-да, именно так! Тем более, мне трудно быть творческим человеком сейчас. Не знаю, как можно создавать что-то ценное, когда ты все время смотришь на часы, проверяя, не нужно ли тебе уже кормить ребенка, идти в магазин и т.д. В таких условиях куда проще заниматься «бесполезными», автоматическими вещами.

Скажи, Измо, ты романтик?

Думаю, да! Всегда считал себя романтиком, хотя если ты задашь этот вопрос моей девушке, она — в отдельные моменты — может и не согласиться.

А… насколько счастливым ты себя считаешь? И что такое счастье в твоем понимании?

Трудные ты вопросы задаешь… Эээ… да, я думаю, я счастлив. Но что такое счастье? В этом понятии заключено так много, что я не могу ответить на этот вопрос сейчас, перечислить все составляющие. Например, в данный момент я счастлив тем, что у меня есть прекрасная семья, дом, солнце, отличная погода. Иногда ощущение счастья возникает, когда удается закончить что-то, что не давало покоя долгое время, работа, до которой не доходили руки или не хватало времени. Вполне нормальные, обыденные вещи говорю, ну нет?

Представь, что тебе выпала возможность самому выбирать свою судьбу — свое тело, внешность, страну проживания, что угодно…

Это мне не нужно. Я считаю, мы — это мы, какие есть, и наша жизнь — это наша жизнь. Однако если чуть-чуть помечтать… ну, хотелось бы жить где-нибудь в более крупном городе, нежели родная Иматра — в этом случае у меня было бы больше шансов и возможностей заниматься музыкой, однажды переведя ее из уровня хобби в реальную работу. Возможно, UNHOLY (или какая-нибудь другая группа) в этом случае была бы жива.

Пугает ли тебя факт собственной смертности — что все эти маленькие компоненты большого счастья однажды станут для тебя совершенно неважны? Я знаю массу людей, для которых сама мысль о смерти становится причиной жесточайших депрессий…

Не знаю, не вижу смысла сильно переживать по данному поводу. Это нормальный ход вещей. Меня смерть не пугает, я воспринимаю ее как данность, как необходимый атрибут жизни, в конце концов… хотя, возможно, сменю свое мнение, оказавшись на смертном одре. Возможно, тогда я буду бояться. А пока… я считаю, что мы живем свою единственную жизнь, что это единственный реальный мир — а потому нужно жить в свое удовольствие, делать, что хочется, и… ну, и на этом все.

Exit mobile version