Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Интервью с ENSLAVED. «Проект нашего сайта весь был в христианских крестах и с ангелочками»

Enslaved

Enslaved

(Ivar «Bjornson» Peersen, опубликовано в «Музыкальном журнале», зима 2002)

Норвежские викинги ENSLAVED — безусловно, одна из самых уважаемых и в чем-то даже культовых блэк-метал групп. Кто-то уже говорит о них: «живая легенда»… а другие при этом добавляют: «печально известная»… Скандалы вместе с перетурбациями в составе и в самом деле с милой настойчивостью маленьких дьяволят гонялись за этим коллективом — начиная с того памятного ’91 года, когда школьные друзья гитарист/кейбордист Ивар Бьорнсон и басист Грутл Кьелльсон решили основать собственный коллектив. (До этого, правда, существовало нечто ультра-брутальное под названием PHOBIA, но оно так… немного из другой области).

В ’92-ом, после малоудачной «инслэйведской» промо-ленты Nema на свет появилось демо Yggdrasill, которому, в общем-то, и суждено было стать поворотным моментом истории «порабощенных»: кассетка попала в руки небезызвестного товарища Юронимуса (R.I.P.) и, соответственно, конторы под названием DSP. Вдохновленные скромными, но все-таки успехами, ребята принялись усиленно репетировать, а потом и ваять свой дебютный альбом. Продолжалось это вплоть до апреля ’93, когда новоявленные викинги, гордо несущие знамя Одина, наконец-то смогли похвастаться по-настоящему полноценной и величественно-мощной работой под названием Vikingligr Veldi. Впрочем, нет… в ту пору появилась только запись отдельных партий, смикшировать которые удалось лишь к декабрю — а уж о том, чтобы это дело еще и выпустить, речь зашла не ранее, чем в марте следующего года, то есть, в то самое время, когда норвежская блэк-метал-сцена с грохотом полетела в тартарары. Ну, вы помните… убийство Юронимуса (вот незадача: именно в день своей смерти он отправил ENSLAVED последние «контрактные» бумаги), затем последовали судебные разбирательства… «Порабощенных» тоже привлекали в качестве свидетелей… но, в общем-то, дело даже не в том. Куда девать готовый альбом — вот это был вопрос так вопрос! Казалось бы, повезло: под руку подвернулось предложение товарища Кетила с Voices of Wonder — он приходился давним партнером Юронимуса по музыкальному бизнесу, и принял на себя ответственность на выпуск диска через DSP/VOW. «Инслэйвды», ясное дело, были рады согласиться, быстренько подписались, однако вскоре вышло так, что в игру вступили Osmose.

Приличный контракт открыл перед группой по-настоящему неплохие возможности, и отказываться от подобного шанса было бы, право, грешно: не совсем честно замяв вопрос с VOW, команда перебазировалась на гораздо более тепленькое местечко… Именно там в ’94 году вышел очередной полноформатник, суровый Frost, потом ’97 принес дико успешный Eld, а ’98 — после очедных перетасовок состава — ознаменовался жестким и мрачным Blodhemn. Группа уверенно добиралась к тому самому статусу, о котором мы уже упоминали в самом начале: уважение, культовость и все дела… Нынче же на повестке дня кое-что новенькое — Mardraum, очередной полноформатник коллектива.

Ивар, уже знакомый «легионовским» читателям собеседник, поспешил утешить и несколько прояснить доселе темную обстановку: «Новый диск получился не настолько быстрым и жестоким, как предыдущий альбом, однако теперь значительно прибавилось тяжести и брутальности. Я бы охарактеризовал его так: Vikingligr Veldi в более экспериментальном виде и практически без клавиш. Что значит «экспериментальном»? Ну, сами услышите.» После традиционных вопросов типа «доволен-недоволен», наш разговор плавно поплыл в некие загадочные измерения… и самые разные темы.

Блэк-метал, шведский и норвежский

Мне, вообще-то, сложно судить об этом стиле, поскольку сами мы к нему не относимся: то, что делает ENSLAVED — это именно Viking metal, и я, честно, говоря, не очень люблю, когда нас относят к блэку. Что же касается «чернушной» сцены, то да, конечно, между норвежскими и шведскими группами существует некоторая конкуренция, однако по большей части она не выливается в какие-то отрицательные последствия: напротив, есть стимул самосовершенствоваться, выпускать более интересные альбомы. Конкуренция, как известно, идет только во благо, способствует улучшению качества. Если говорить о так называемых true и false блэк-метал группах, то, честно говоря, мне такое разделение не совсем понятно. Кому оно может быть нужно? И что тут считать полноценным критерием? Я полагаю так: если ты сам искренне веришь в честность своей музыки, если она идет из глубины души, из самого сердца — то она уже true, что бы там кто ни говорил. Причем, слушая новые релизы, я вообще стараюсь не забивать себе голову разной ерундой: какая, в конце концов, разница? Главное, чтоб было красиво, оригинально и интересно.

Религия

Несмотря на то, что ENSLAVED никогда записывались в ряды ярых антихристиан, я никогда не поддерживал эту религию. Мне не нравится, во-первых, что делает церковь, как ее служители зарабатывают бабки и т.д и т.п. Во-вторых, считаю это крайне унизительным для человека — поклоняться кому-либо, подавлять свою волю и стремиться уничтожить все, что называется индивидуальностью. Нет ничего противней серой массы, безликости… разве в этом должно быть истинное призвание человека? Не верю. Мне гораздо ближе другое учение, восточного толка: я верю, что внутри каждого из нас дремлет свой особенный бог, и смысл жизни только в том, чтобы его разбудить… дальше ты сам поймешь собственную миссию. Еще я увлекаюсь мифологией, люблю магию…

О себе

Гитарой я занялся лет, наверное, в девять, когда отец впервые попытался привить мне хороший музыкальный вкус и заодно научить играть хотя бы самые простые мелодии. Научил, что же… но потом он об этом сильно пожалел! С «хорошим вкусом» дело, вроде, поначалу получалось очень даже неплохо: я обожал арт-рок, чудесное интеллектуальное рок-движение 70-х, группы вроде GENESIS, GENTLE GIANT, YES и все такое… а потом вдруг взял и увлекся метал-музыкой. Родители удивлялись, говорили, что это временно, пройдет с возрастом, но потом поняли, что не правы, и свыклись с мыслью, что вырастили металлиста. Единственное, что им до сих пор совсем не нравится, так это перевернутые кресты… Нет, я-то сам их не ношу, просто иногда люблю всякие брутальные маечки.

Вообще, жизнь музыканта непроста, особенно если ты пытаешься играешь некоммерческую музыку и не зарабатываешь на этом нормальных денег. Долгое время возникали проблемы с работой, неудобно было из-из частых турне: приходилось то и дело менять свои занятия, постоянно устраиваться, отпрашиваться, уходить-приходить… Сейчас, вроде, стало проще: вместе с друзьями мы организовали свою собственную фирму, и поэтому можем ни от кого не зависеть. Они, кстати говоря, тоже помешаны на метале, и потому работается еще веселее… даже несмотря на то, что вкусы у нас несколько расходятся. Было решено сделать так: каждый час мы меняем свои любимые пластинки по очереди, чтоб никому не было обидно.

Музыкальная деятельность

Одно время я хотел завести собственный сайд-проект, но потом понял, что на «левые» дела времени просто-напросто не хватит, как ни старайся. Посему «на стороне» развлекаюсь только тем, что подыгрываю на клавишах в GORGOROTH: и людям приятно, и сам не сильно напрягаюсь, потому что у них там все крайне просто.
Говоришь, на нашем демо Yggdrasill записался некто Diamonion? Так то ж был я сам! Просто решил на время сменить имя… Мне как в голову стукнет: на одном альбоме я Ивар, на другом — Диамонион… Главное, не забывать на концертах, кого ты из себя на данный момент должен корчить!

Две забавных истории

Прикол произошел как-то в Мексике, когда во время гастролей, перед очередным концертом, мы вздумали прогуляться по городу. Заходим, значит, в один из маленьких магазинчиков, посмотреть, что там и почем, и… внезапно замечаем какое-то необычное внимание со стороны остальных посетителей. Дальше-больше… Выходим на улицу, а там стоит целая толпа мексиканцев, все вылупились на нас, смеются и показывают пальцами… В чем дело, непонятно. Может, это оттого, что мы такие светлые и большие, а они таккие темненькие и маленькие…

Вообще, фэны шлют нам массу всяких писем, поздравлений, отзывов… Вот однажды пришла по электронной почте мессага от одного из американских веб-дизайнеров. Он написал, что, мол, очень любит нашу группу и потому хочет предложить свой проект официального сайта ENSLAVED. Ну, мы на это живо откликнулись, встретились — и увидев, что нам хотят сплавить, чуть не выпали в осадок: там все было в христианских крестах, с ангелочками и прочими приколами… Представляешь? Этот чувак оказался глубоко религиозным, благочестивым баптистом… и явно попал не по адресу! Может, таким вот образом он хотел нас как-то «перевоспитать», не знаю… Но, сама понимаешь, все, что смогли вежливо сказать по этому поводу люди из ENSLAVED, было: «Извини, парень, но мы, наверно, это не возьмем. Вера не позволяет!»

Exit mobile version