Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Интервью с Dan Swano. «Я ненавижу писать тексты песен!»

dan swano

dan swano

(Dan Swano, опубликовано в «Музыкальном журнале», зима 2001)

Что объединяет такие разные и, местами, противоречивые команды как INFESTDEAD, EDGE OF SANITY, WOUNDED KNEE, NIGHTINGALE, UNICORN, GODSEND, PAN-THY-MONIUM, BLOODBATH, MACERATION, ODYSSEY, ULAN BATOR, DIABOLICAL MASQUERADE, STEEL…? Могу назвать десятки других, но вы уже, наверное, поняли: за каждым из этих проектов стоит одна и та же незаурядная личность, вездесущий и удивительно талантливый человек метал-сцены по имени Дэн Сванэ. Его знают все: музыканта ли, продюсера, или вдохновителя одного из многих чудесных альбомов-компиляций-групп-экспериментов-произведений… — переоценить вклад Дэна в развитие метала просто-таки невозможно (нет, так: НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО!) И неважно, как вы относитесь к той или иной группе: все они суть частички магнита, который, хотите того или нет, неудержимо приковывает внимание, чарует и… интригует. Интервью с Дэном, понятное дело, всегда стояло на полке мечтаний и фаворитов, и — вот! Длительная переписка однажды вылилась в связный набор вопросов и ответов, причем, будем надеяться, небезынтересный и для всех вас…

Первый вопрос, который приходит в голову при знакомстве со столь разносторонним человеком как ты, Дэн: все эти бесчисленные проекты, группы, альбомы… не устал ли ты от их количества и разнообразия? Нет ли чувства, что, вместо того, чтобы вложить свой талант во что-то одно, но по-настоящему ВЕЛИКОЕ, ты растрачиваешь его по мелочам, «распыляешься» на множество малозначительных моментов? Или, может, это все одинаково важно?

Я всегда был неутомимым, беспокойным ребенком. Женскому населению, думается, повезло, что ваш покорный слуга не родился красавчиком… или хотя бы внешне более привлекательным, нежели я есть. Дело в том, что большая часть этих проектов (в особенности созданные до момента знакомства с моей будущей женой) были не иначе как попытка заменить великую Любовь своей жизни, ту, которой на тот момент еще не появилось. Вместо того, чтобы шататься по злачным местам в поисках подходящей подружки, я проводил время, сидя за пианино или же где-то во глубине репетиционной студии… а когда, ближе к ночи, в голову приходили разные «странные» идеи, мы покупали энное количество пива и, запасшись блоком чистых кассет, принимались за работу над очередным проектом. Так продолжалось очень долго, это, по сути, уже переросло в видимость нормального образа жизни, и — естественно — вошло в привычку.

Потом… Появление собственной студии оказалось отличным способом борьбы с оплатой счетов: если там на недельку-другую вырисовывалось свободное местечко, я организовывал новый проект, предлагал его какому-нибудь из лейблов, и, тем самым, спасал свою зарплату от коммунальных и прочих трат, плюс — конечно же! — получая массу удовольствия от самого творческого процесса!!! И, потом, самые большие деньги, которые я когда-либо зарабатывал на музыке, были не иначе как прибылью от сайд-проектов! Несколько раз я пытался, как ты говоришь, не «распыляться», сосредоточиться на одной-единственной группе — однако долго так не смог: слишком уж разнообразны мои личные вкусы. Всегда хочется поэкспериментировать, найти место для каждой идеи, при этом, по возможности, не нарушая концепции основных, серьезных групп (тут подразумеваются SECOND SKY и NIGHTINGALE), подыскивая, однако же, для них разные удачные фишки. Так было всегда… и, думается, будет продолжаться и дальше, пока не умру. Придется вам, видимо, смириться…

Окей, продолжим о разнообразии вкусов. Какую музыку слушаешь, будучи в плохом настроении, депрессняке, «дауне»?

Все очарование деструктивной музыки, вроде трэш- или дэз-метала, я оценил, находясь именно в таком состоянии, будучи одинокой, покинутой и грустной душой… десять лет тому назад. То были деньки! Сейчас, попадая в полосу негативного настроя, я, чаще всего просто тупо ложусь спать… Другого (лучшего) лекарства пока не нашел.

А как же музыка? Уже не лечит?

По-разному. Для выхода из небольших «провалов», бывает, неплохо послушать что-то вроде MARILLION или, может, кантри-музыки со звонкоголосой вокалисткой — это всегда поднимает боевой дух. Еще, специально для «даунов», храню несколько пластинок христианского певца Джона Элефанте — несмотря на то, что плане идеологическом сам я, скорее, антихристианин. Мне нравится его музыка: в ней есть блеск, есть сила — и есть чувство, что человек действительно верит в то, о чем поет. Это не может не вдохновлять… и это вдохновляет меня в мрачные времена. Рождает позитивные волны — и при этом мне совершенно, абсолютно наплевать на лирику. До задницы лирика! Главное — музон по-настоящему rocks!!!

Не слышала, но верю тебе на слово… А скажи, что — раньше и сейчас — больше всего влияет на настроение, что способно расстроить? Погода, скажем, может?

Ага… Погода sucks… У нас тут теперича погодная ситуация такая: дикая жара летом и дикий холод зимой… плюс, всенепременно, маленький чудесный дождик в момент, когда ребенка надо вести в школу…

Хреново ж, блин… Если не против, попробуем немного пофилософствовать: поговорить о некоторых, как мне кажется, непростых, но, тем не менее, основополагающих вещах. 27 лет — это, конечно, не совсем то, что называется «возрастом», что предполагает житейскую мудрость и прочее — однако же, полагаю, кое-какие выводы уже сделаны… вместе с ошибками и планами на будущее. Как, по твоей собственной оценке, сделал ли уже Дэн Сванэ что-то, чем можно гордиться? И было ли на жизненном пути что-то, что, вернувшись назад, хотелось бы избежать, исправить любыми способами? В одной из твоих песен были слова: «I can’t deny it there are moments I regret/ So much I’d do different if I could do it all again…» («Не могу отрицать, что есть моменты, о которых я жалею/ И, будь такая возможность, я прожил бы их совершенно иначе…») Если вышесказанное автобиографично, то о каких моментах идет речь?

Много разных вопросов — причем, верно, не самых простых…
Начнем, наверное, с того, что на данный момент мне уже 28… и, конечно, существует масса вещей, которых лучше было бы не делать. Особо глобального, правда, ничего — просто детали. Жалеть о содеянном, совершенном, кажется, особого проку нет: это уже часть прошлого, и, хочешь-не хочешь, а его уже не изменить. Вот и вся философия… Я верю в судьбу. Говоря о музыке: есть альбомы, которые я не люблю, которые я бы не записал заново, — и есть работы других музыкантов, которые, как мне кажется, могли быть записаны много лучше… но что сделано, то сделано. Я верю в судьбу, да… И верю, что все происходящее с нами, происходит не просто так, а потому, что ДОЛЖНО было произойти, неважно, с какой целью. Сожаление, в таком случае, не имеет никакого смысла.

Фатализм, значится… Какие, в таком случае, мысли лезут в голову, когда начинаешь размышлять о будущем? Есть ли что-то, на чем, по твоему мнению, стоит сосредоточиться, — или же это все — воля судьбы? Ну, на простом уровне, на житейском… Реальные — близкие и отдаленные — цели?

На житейском… Надеюсь, мы сможем себе позволить переехать на более комфортабельное место жительства — так, чтобы у сынишки была возможность играть на улице, не удаляясь слишком далеко из поля видимости. Сейчас мы живем, конечно, в отличной квартире (стилизованной под начало века — мечта очень многих людей!), однако с окружением не очень повезло. Для восьмилетнего малыша не очень удобно.

Мы с Анастасией (так зовут мою жену) (Вау! — авт.) выросли совершенно в других условиях, и, конечно, не можем не желать такого же для детенка… Дальше… Есть огромный план (желание) заработать отличный контракт, дабы все будущие релизы получили отличный промоушн и могли быть доступны в разных уголках планеты… Еще… Недавно у меня обнаружилась аллергия на котов. Хотелось бы избавиться от нее ко всем хренам!

Хорошо. Еще какие мысли? Меня сегодня отчего-то тянет на тяжеловесные размышления… В одном из твоих текстов также наткнулась на строки: «I love the world and I barely believe that I will leave it for good one day…» («Я люблю этот мир, и едва могу поверить в то, что однажды придется покинуть его навсегда…») Мысль о собственной смертности настолько невыносима? Если так, то, возможно, есть смысл утешаться верой, что физическая смерть — это еще не конец…

Надеюсь, что так оно и есть. Великая Тьма, что лежит за порогом жизни, на самом деле внушает мне дикий ужас. Пугает неизвестность — факт, что никто, совершенно никто не способен с уверенностью сказать, что ожидает нас ПОСЛЕ. Случиться может всякое… Ты не можешь жить вечно, но… можешь ли ты навечно умереть??? Из-за страха перед смертью я пытаюсь максимально полно использовать каждый миг, отпущенный мне ЗДЕСЬ… люди называют это стрессовым состоянием, однако мне ближе мысль, что это — просто желание не потерять даром чудо жизни…

Твоя самая большая мечта?

Есть несколько — однако, увы, не могу поделиться ими с вашими читателями. Не подходят для печати. Сорри…

Какие книги больше всего повлияли на твое восприятие мира, отношение к происходящему вокруг и внутри тебя?

Я полагаю, мануалы по подключению аппаратуры в студии, да, наверное, энциклопедия британского хард-рока и хэви-метала!

Ха, не ожидала, но ладно. Возвращаемся, таким образом, к нашим «музыкам». Есть ли какой-либо определенный период дня или ночи, который более всего характерен для нисхождения музыкального и поэтического вдохновения? Другими словами, когда сочиняется лучше всего?

Для меня всегда хороши и продуктивны ранне-утренние часы, также ночь. В воздухе, кажется, витает что-то особенное, «вдохновительное», часа в четыре утра, в то время, когда весь мир еще спит. Этим летом, к примеру, мне выпало две недели одиночества, за которые я создал такое же количество песен, как и за предыдущие двенадцать месяцев! Я остался один на один со своим творчеством — и это было просто божественно! Все шло отлично. В те дни я просыпался около четырех часов дня и ложился спать примерно в восемь утра. Никаких звонков… в высшей степени замечательно!

Во время сна песни не рождаются?

Бывает и такое. «Patchworks», например. Это был сон… я проснулся и сыграл эту вещь. Странно, да? Но правда. Стихи, лирика вообще часто во сне пишутся. Большая часть моего сольника Moontower — из снов. «Sun of the night» — тоже.

Судя по глубине и значительности текстов твоих песен, можно предположить, что, возможно, были и другие литературные опыты. Может, стихи, рассказы, романы…? Было?

Вау! Нет, не было! И, признаться тебе честно, я вообще ненавижу писать тексты песен! Это как колючка в заднице Дэна-музыканта: думать о том, что все время надо, НАДО писать эти гребаные стихи!!! Терпеть не могу… однако… если ты что-то в них нашла, если возникает ЧУВСТВО, то, значится, не зря прошли часы моих мучений… и это классно! Меня это радует — однако каждый раз, когда в голову приходит то, что в ближайшие два года мне придется написать около 20-ти хороших текстов, я начинаю падать в обморок!

Сравни свое отношение к музыке сейчас и, положим, лет десять тому назад, ближе к началу творческого пути? Сильно ли оно изменилось и — если да — то насколько и в какую сторону?

Да, оно изменилось… причем, очень и очень сильно. Ужасно неприятно это говорить, но, боюсь, на сегодняшний день музыка вообще едва ли меня трогает… в особенности, новая музыка. Со «старой» пока, вроде, ничего, все работает: вот сейчас, трудясь над строками этого интервью, я слушаю Сьюзи Боггас — и от ее песен по спине ползут точно такие же мурашки, как и 8 лет тому назад, когда я впервые их (песни) услышал. Из нынешнего… сложно даже сказать… Может, последние альбомы ENCHANT, SYMPHONY X и EVERON. Каждый из них доставил мне смешанную радость удовольствия, вдохновения и закомплексованности… но как опыт был очень хорош и приятен.

Какая мелодия сейчас крутится в голове?

Suzy Bogguss «You Never Will» из Something Up My Sleeve.

Тема, родившаяся после моего недавнего интервью с DARK FUNERAL: что произошло в Unisound studio во время записи одного из альбомов этой банды? Как ты умудрился его запороть? Чуваки до сих пор не могут говорить о тебе без сарказма — зато вовсю превозносят главного шведского конкурента по имени Петя… Удар по профессиональной репутации — это как минимум…

Вот, кстати, дела с «фьюнералами» вполне относятся к той категории, о которой мы недавно говорили: к тем вещам, которых я бы не совершал, представься возможность повернуть время вспять. Что сказать по этому поводу? Тогда я был совершенно другим человеком. Я устал от своего нового студийного оборудования еще раньше, чем подключил его как следует, и, полный негативных чувств, заставлял музыкантов страдать от своего дофенизма… Я вел себя как полный мудак — и сейчас стыжусь этого. Мне очень жаль, что так вышло… Единственное, что могу сказать в свое оправдание (даже не оправдание, просто как слабая попытка «отбелиться»), так это, наверное, то, что «фьюнераловские» парни не сильно-то хорошо лабали — во всяком случае, тогда! — и им было небесполезно проработать свой стафф заново и записать его по-другому. Я сам отправил их в Abyss (в которой они «прохлажаются» и по сей день)… и… что тут еще… как я и говорил, я верю в судьбу. Все, что было, было не просто так…

С кем из музыкантов мечтаешь посотрудничать?

Ох, таких тонны… Но в настоящее время больше всего хочется поработать с самим собой!

Откуда взялся твой псевдоним Dan «Nosebleed» (Дэн «Кровь из носа»)? Кто его придумал?

Кто-то из немцев, не знаю даже, за какие такие заслуги… понятия не имею, откуда и почему. Возможно, с пластинок FLESHCRAWL или INVASION…

Какие новости из штаба DIABOLICAL MASQUERADE? Как Блэкхайм определился с его будущим? По-прежнему хочет завершить эпопею группы выпуском Death’s Design?

Надеюсь! Хочется надеяться, что он все-таки убьет этот проект. Death’s Design — это для меня новорожденный, долгожданный ребенок, но, в то же время, и офигительный похоронный марш!

Хммм… Странно. Окей, оставим темы музыкальные (читай: бесконечные), поговорим лучше о делах личных. Как бы ты описал свой идеал женщины?

Главное — это отношения. Не внешность, ничего такого, а именно важно, чтобы она была еще и другом, отличным другом. В моем случае это, надо сказать, крайне сложно, потому что… потому что я такой человек! Если б ты знала меня получше, то поняла бы, о чем речь. Со мной быть практически невозможно! И я безумно счастлив, что все-таки нашел одно исключение… С женой мне правда дико повезло: она лучше всех моих друзей среди мужчин.

Между мной и Анастасией существует особая связь, выше простого секса, выше простой любви… Мне сложно это описать — однако совершенно уверен, что во всем мире нет другой женщины, с которой я мог бы жить, как с ней. С которой вообще сумел бы сосуществовать. Сейчас мы уже девять лет как вместе — со своими «взлетами и падениями», конечно… но совершенно иными, нежели подразумевает брак в обычном, мещанском понимании этого слова.

Любовь, я так понимаю, играет огромную роль в твоей жизни…

Да, любовь важна абсолютно для всего… Я никогда не верил в силу страсти — так как она подвержена старению: я верю в иные, более крепкие и нерушимые узы. Кроме жены и сына, это, конечно, любовь к родителям и двум замечательным братьям… На «неодушевленном» уровне — любовь к своему делу, к порядку… Сейчас я нахожусь именно в таком «влюбленном» состоянии и могу с уверенностью сказать, что доволен своей жизнью. Я люблю эту жизнь!!!

Последний вопрос, принесенный одним из твоих фэнов. Как ты относишься к наркотикам?

Я ненавижу то, что они сделали (и продолжают делать) со многими отличными музыкантами. Однако, тем не менее, я не настолько глуп, чтобы не осознавать факта, что наркотики могут явиться твоим лучшим другом, особенно в те 22 часа, когда ты тащишься по одной из трасс и готов отдать последние полцарства за несколько мгновений освобождения от реальности. Не поймите неправильно: я НЕ ПОДДЕРЖИВАЮ наркотиков, но могу понять причины, по которым люди порою к ним прибегают.

У меня, скажем, есть музыка, и в минуты, когда непреодолимо хочется убежать от повседневности, я нахожу в ней убежище… утешение. Мне есть, куда спрятаться, но нельзя забывать, что есть масса людей, которые не имеют подобной лазейки… которым просто некуда идти, когда того очень хочется. Для таких, вполне вероятно, наркотики кажутся единственным выходом, с ними эти люди бегут в даль Нереальности — и, увы, не всегда возвращаются назад…

Exit mobile version