Site icon Hitkiller.com — killing soundz of music

Интервью с CATASTROPHIC. «Попытка реанимации OBITUARY не удалась»

catastrophic

catastrophic

(Trevor Peres, опубликовано в «Музыкальном журнале», весна 2001)

Если любителям брутального флоридского дэза уже довелось прослушать The Cleansing, новейший шедевр от американской группы CATASTROPHIC, то, думаю, позабавил он их порядком: что-то такое родное слышится, неумолимо прощупывается в, вобщем-то, оригинальном саунде команды… Что бы это было, а? Ну да, точно! В черепной коробке громыхает одно, с детства любимое слово: OBITUARY. Тысяча чертей!!! А ведь похоже-то как, похоже… Начинаешь листать буклет, наталкиваешься на список участников команды, — и вот, все выжившие сомнения отпадают напрочь! Лидер/ритм гитара — Тревор Перес (экс-движущая сила OBITUARY), вокал — Кейт Де Вито, лидер/ритм-гитара — Крис Базиль, бас — Брайан Хобби, перкуссия — Роб Мареска (все четверо — из еще одной знаменитой тяжеловесной формации, PYREXIA). Вот вам и результат… Дело флоридских воздухосотрясателей, вроде, давно умерло, но, оправдывая былое «некроложное» звание, по-прежнему живо. Нонсенс? Нет, зовите это просто: CATASTROPHIC!!! И — можете себе представить, сколь радостно было услышать предложение Metal Blade организовать звонок-интервью с Тревором: вспомним сейчас старые дела, выясним кое-чего из недовыясненного ранее…

Кстати! Для тех, кто уже успел подзабыть, что такое OBITUARY, слегка напоминаем…
Образовалась грядущая легенда death-метала в 1985 году в Брэндоне, штат Флорида. Братья Джон и Дональд Тарди (вокал и ударные соответственно) плюс гитарист Тревор Перес — именно таким составом на свет появилась группа XECUTIONER… под подобною вывеской продержавшись, впрочем, довольно-таки недолго. Возмущения (мол, есть уже такая команда!) поступили из Бостона, и вскоре брутальное трио переименовалось в DESECRATION (имя тоже, как оказалось, уже «забронированное»), и — в конце концов — в 1988 году озаглавилось коротко и конкретно: OBITUARY. К тому моменту личный состав коллектива уже пополнился Алленом Уэстом (гитара) и Дэвидом Такером (бас). Закончив процесс доукомплектовки, группа спешит в студию…

Дебютные альбомы вообще-то редко когда бывают безусловно успешными — но! НЕКРОЛОГ в этом плане явился радостным исключением: Slowly We Rot, стартовавший в1989 году, с первых же недель разносит в щепки большие и маленькие динамики метал-фэнов, совершенно неожиданно (но при этом весьма оправданно) забираясь на учительское место в небезызвестной «флоридской школе». Вдохновившись достижениями во всех отношениях шумных новичков, вскоре прилетает контрактное предложение от Roadrunner Records (не испугались даже миляги-трупика на обложке, надо же…), и, обретя надежную крышу, OBITUARY готовится взорвать наш подгнивающий мир еще разочек… Тревор вспоминает: «Репетиции тогда проходили дома: родители жаловались, просили играть потише. На Рождество мы как-то, помню, хотели сыграть пару новых вещей друзьям — и, для большего эффекта, врубили это дело погромче. В результате, наибольший эффект был произведен на соседей: они остались без электричества».

1990 год встречает второй LP команды, Cause Of Death, записанный уже при участии нового гитариста, экс-DEATH’овца Джеймса Мерфи. Критики отмечают, что группа значительно подросла в техническом плане, нашла собственный, неповторимый и легко узнаваемый саунд… Откатав успешно-сумасшедший (45 концертов за 50 дней, можете себе представить!) тур с SACRED REICH и MORGOTH на разогреве, OBITUARY уже тогда становится безусловным «роудраннеровским» бестселлером — а вышедший год спустя, в 1991-ом, их третий полноформатник The End Complete и вовсе побивает пределы продаваемости. Более двухсот тысяч копий этого высококачественного кошмара расходится по миру… Однако — несмотря на высокие цифры продаж — вскоре выясняется, что довольными новым альбомом остались далеко не все, в результате чего прежде непоколебимый статус «обитуариевцев» дает значительную трещину. Ну, судите сами: в то время как огромная часть метал-населения и поныне считает Полный трындец вершиной творчества любимой команды, после которой они, мягко говоря, обкакались на излишне экспериментальном World Demise, другая, тоже немелкая часть, думает совершенно иначе. The End Complete, говорят, был серым и посредственным — и после такого облома в хребет OBITUARY не мешало бы забить большой кол… но! В 1994-ом году ребята слегка отъехали от закомплексованного дэза и сообразили натуральный шедевр, свой лучший из лучших… Вот так-то… К какой из этих групп вам угодно приткнуться — решайте сами… мы же о вкусах спорить не будем, а, вместо того, продолжим заниматься фактами.

Проходят три долгих года, страсти по поводу World Demise не унимаются… все напряженно ждут: чем порадует НЕКРОЛОГ на сей раз? Что за самоэпитафию выдаст? И выдаст ли вовсе? (Это к тому, что, ко всему прочему, неустанно курсируют слухи касательно внутренних неполадок команды… вот возьмут и развалятся, с них станется!)… Намеченное восьминедельное турне с MACHINE HEAD и NAPALM DEATH срывается из-за Джона, решившего большую часть времени посвятить работе и личной жизни — да к тому же признавшегося, что он вообще никогда не любил этих самых концертов… Засада, да? Далее — более: оставшись не у дел, Аллен создает SIX FEET UNDER, а Тревор, поступив в школу графического дизайна, сваливает в Орландо. Отучившись, возвращается… и что? И снова начинает обрывать телефоны согруппников, рассказывая, что уже написал материал для нового альбома.

В результате, приходит 1997 год, и «мертвые возвращаются»: очередной полноформатник OBITUARY, красноречиво названный Back From The Dead, огромным тиражом выкладывается на полках метал-шопов. Реакция? Хммм… На сей раз обе противостоящие стороны были, похоже, были едины в своем неприятии альбома. Одним он показался чересчур нафталиновым, другим, напротив, излишне «прогрессивным»… вот и угоди, попробуй!

Не угодили… Ко всему прочему, турне-петрушка так и не думала прекращаться: лэйбл настаивал на концертах, а Джон был упрям… Из всего обширного графика были «отъезжены» лишь Штаты да часть Европы — да и то зачастую с Кейтом Де Вито на месте вокалиста. Долго ли это могло продолжаться? Верно, очень недолго: энтузиазм, похоже, давно иссяк, и продолжать реанимировать явно сдохлое дело (тело) было бы не совсем разумно… Тревор с Кейтом, по-прежнему полные светлых идей и энергии, создают CATASTROPHIC, а по прошествии еще некоторого количества времени участники OBITUARY официально заявляют, что заканчивающийся концертный тур должен поставить последнюю жирную точку на творчестве команды. Вы, наверняка помните, как называлась эта «точка»… да, правильно! Dead. Концертник… финальный концертник, выпущенный под маркой Roadrunner.

Такая вот грустная глава нашей истории… однако не спешите отчаиваться! Мы ведь уже открываем следующую: CATASTROPHIC, The Cleansing. Поехали…

Знаешь, Тревор, крайне приятно было услышать ваш новый альбом: он так напоминает лучшие времена нежно любимой группы OBITUARY, что это просто-таки не может не радовать!

Спасибо, многие так говорят, и это, признаться, лучшая похвала для меня. Значит, еще не выдохся, значит, что-то еще могу…

А как ты сам определяешь КАТАСТРОФИК? Как продолжение «обитуариевского» дела или, скорее, рождение чего-то нового на обломках старого?

Наверное, и то и другое вместе: музыкально, как ты сама сказала, я далеко не ушел, и, несмотря на некоторые различия, все-таки несложно определить, откуда у CATASTROPHIC растут ноги… С другой стороны, это абсолютно другой коллектив — и в плане состава, и в плане концертов… не говоря уже о бизнесе. Тут-то, естественно, все приходится начинать заново — как с новорожденным детенком.

Ты, как несложно заметить, все свои силы отдаешь на промоцию команды: сам даешь интервью, сам обновляешь официальный сайт, много общаешься с фэнами…

Да, а что делать? Сам себе не поможешь, так кто ж возьмется… А что до сайта, то компьютерный дизайн — это, в общем-то, моя работа, моя основная профессия. Я от компа вообще не отхожу: даже сейчас, разговаривая с тобой, сижу и пялюсь в монитор! Я делал сайт, я разрабатывал обложку для диска (как, впрочем, и для последних альбомов OBITUARY), внутренние развороты тоже…

И не так давно устраивал живой чат с металхэдами… Это так интересно?

Во-первых, интересно, во-вторых, нужно. Если люди интересуются, то их надо поддерживать, отвечать на вопросы, писать письма… Фидбэк — это крайне необходимая вещь, для любой группы, и, чем больше фэнов у нас появляется, тем больше я стараюсь с ними общаться. Это так здорово!

Хотя… есть, конечно, и проблемы… Дело в том, что электронная, виртуальная связь все-таки сильно проигрывает по сравнению с нормальным человеческим общением, она не способна передать нужные чувства, эмоции, даже интонацию задаваемых вопросов — и оттого часто возникает недопонимание, какая-то ненужная двусмысленность. Странные, в общем, разговоры… какие-то покоцанные: с одной стороны, информация, конечно, передается, но, с другой, нет гарантии, что человек по ту сторону компьютера воспринимает ее так, как надо… Сидишь, тупо нажимаешь на кнопки, подбираешь нужные, подходящие слова и чувствуешь… что все равно не то это! Я б с большим удовольствием организовал нечто наподобие живого ток-шоу, с участием огромного количества людей… Тем не менее, довольствуемся тем, что есть — и, в меру своих способностей, все, на мой взгляд, проходит очень хорошо.

Какие вопросы задаются чаще всего?

Прежде всего, люди, как правило, сильно удивляются, что я сам (такая звезда, типа…) сижу и честно-подробно отвечаю на все письма, на всякие тупые вопросы: они просто не понимают, на хрена мне оно надо! Во-вторых… часто заходят фэны OBITUARY, рассказывают, как они любили и по-прежнему любят эту группу, как жалеют, что она развалилась — говорят, что мы были лучшей дэз-метал бандой всех времен и народов, все такое… Потом… еще спрашивают, чем мы сейчас занимаемся, как часто репетируем, когда начнется следующий тур… Но больше всего приходится выслушивать именно сожалений…

Некрологов…

Да! (Cмеется). Именно!

А ты сам ни о чем не жалеешь?

Я? (Подумав). Только об одном, пожалуй: что я не создал CATASTROPHIC раньше, что потерял слишком много времени впустую.

То есть? Что значит «раньше»?

Собственную команду надо было собирать сразу же после World Demise: так было бы намного лучше и продуктивнее. А то, как видишь, вышло, что за семь лет (ну, с 1994 по 2001) я выпустил лишь два альбома. Это мало… это ужасно мало! Сейчас я все острее ощущаю, что лучшие и, возможно, самые продуктивные годы моей жизни прошли впустую.

World Demise был, наверное, самым неоднозначным альбомом в дискографии OBITUARY: я знаю массу людей, которые буквально ненавидят его…

Я тоже знаю… и не перестаю удивляться этому факту. За что, собственно, его не любить? Знаешь… иногда кажется, что люди склонны оценивать содержание диска по его обложке: посмотрев на оформление, они решили, что альбом получился хуже предыдущих. А ведь на самом деле это не так: он получился точно таким же, столь же тяжелым, столь же агрессивным и мрачным, как и все, что было раньше. Не знаю, чем мы не угодили людям, ума не приложу…

Такое мнение: в стремлении обновить свой саунд группа зашла слишком далеко и… слишком бестолково. То есть, полезли в дебри, где вам не место.

Если он и был экспериментальным, то лишь самую малость, совсем чуть-чуть, на один процент и не более того — все остальное было сделано в духе The End Complete. Вообще… я долго думал на эту тему… и пришел к такому выводу: знаешь, каждая группа однажды достигает пика популярности, этапа, когда она нравится очень многим… когда альбомы начинают продаваться огромными тиражами. А затем происходит неминуемый раскол. Человеку вообще свойственно чувство противоречия: то, что нравится всем, не может быть хорошим… и оттого рано или поздно идет обратная волна. Для OBITUARY это были 1991-1992-1994 годы… The End Complete стал вершиной успеха — и дальше, я ясно чувствовал, надо было что-то менять, чтобы дело не свелось к самоповторению и подыгрыванию вкусам публики. Вышел World Demise — и вот, кто хотел найти причины отвернуться от группы, тот их нашел: мол, не в те края пошли… обвинить ведь всегда можно, было бы желание! Но я, повторюсь, считаю этот альбом просто отличным: и в плане профессиональном, и в плане музыкальном. Настолько отличным, что он вполне мог бы быть последним.

Back From The Dead получился хуже?

Нет, нисколько! Это вообще моя любимая работа! Вопрос немного в другом… проблемы личного характера. Группа постепенно окочуривалась, раскалывалась изнутри, и я не мог этого не замечать… и не переживать по этому поводу. Мы с Алленом, по сути, остались вдвоем — единственными, кто еще хотел что-то делать, хотел играть и продолжать работать над промоушном команды. Остальным было по фигу… они уже давно потеряли всякий энтузиазм, увлеклись собственными делами. Тогдашнее турне сорвалось: Джон наотрез отказался выступать… мы поругались и временно разбежались по городам и весям. Аллен занялся SIX FEET UNDER…
Три года ушли на то, чтобы собраться с силами и сделать попытку возродить группу снова, снова почувствовать себя единым коллективом. Попытка называлась Back From The Dead, Возвращение из Мертвых, и я честно хотел надеяться, что все так и произойдет… но ни фига… не вышло. Альбом получился замечательным, но ситуация ничуть не изменилась: OBITUARY находилась в том же тупике, что и три года назад. Джон опять забил на концерты, лэйбл буквально сходил с ума со злости: выпустив альбом, мы должны были ехать в тур, должны были обеспечить концертную поддержку, так или иначе… и это, согласен, нормальная практика. Что ж, несколько выступлений все-таки состоялось, в конце концов пришлось пригласить Кейта на вокал… и тут я понял, что нет смысла обманывать себя дальше: OBITUARY уже не вернуть, надо делать что-то новое. Попытка реанимации не удалась… и тогда я предложил Кейту создать новый проект, CATASTROPHIC. Однако время, усилия… все пошло прахом! Я обломался в своих лучших мечтах. Тяжело тогда было — тяжело осозновать все это… да, что и говорить! По-прежнему нелегко…

А заменить Джона и оставить название вы не могли, поскольку он был одним из основателей команды, так?

Да, конечно… Это было бы просто нечестно.

Почему же он внезапно потерял вкус к живым концертам? Ведь поначалу…

Да, поначалу все было хорошо — однако с годами графики становились все напряженнее и напряженнее, турне все длиннее и длиннее… а это не каждый готов терпеть, не каждый способен вынести. Я, например, очень люблю выступать: концерт — это, по-моему, единственный шанс «оживить» собственную музыку, донести ее до слушателей в максимально энергичном и… действенном виде. Заставить людей чувствовать, проникнуться этими звуками, впитать их в себя… это возможно только при живом шоу — там, где нет посредников, а есть только ты и твоя публика. Это совершенно особое, неповторимое ощущение, ради которого я готов терпеть всевозможные неудобства, связанные с долгими переездами и бесконечными пьянками… Это весело, это… это просто замечательно! А что до Джона, то он подобной романтики не понимал, он всегда был домоседом, приверженцем нормальной, спокойной, размеренной, упорядоченной жизни, без лишних стрессов и проблем. Сделал запись, отработал в студии — и домой… больше его ничего не интересовало. Я его, конечно, понимал — но что это меняло? Безвыходное положение…

История знает массу случаев, когда, казалось бы, давно почившие в бозе группы воссоединялись, музыканты, отдохнув друг от друга, снова находили удовольствие в совместной работе… решая те вопросы, что раньше казались фатальными…

Что ж, вполне возможно, я не зарекаюсь! Может, мы и вернемся, не сейчас, но по прошествии нескольких лет… кто знает? Возможно, то, что мне не удалось в 1997-ом, удастся в новом веке, не знаю… Пока что есть вещь под названием CATASTROPHIC, и я собираюсь заниматься ею всерьез.

Roadrunner Records вовсю трезвонят о якобы новом релизе НЕКРОЛОГа: антологии группы… Что скажешь? Думаешь, это надо?

Думаю, нет… Я делал все, что мог, пытаясь воспрепятствовать выходу этого собрания, но, увы! В соответствии с контрактом, лэйбл имеет право издавать подобные вещи. Нужно ли это? Ну, старым фэнам OBITUARY — едва ли: они и без того хорошо все знают… Остальным, тем, кто ранее ничего о нас не слышал, — возможно, надо. Может, даже и полезно…

Такое явное желание накосить капусты на уже, казалось бы, мертвом поле…

Да, это нонсенс: выпускать «новый» релиз группы, которой уже давно нет! Но ничего не поделать… это их право, это их дело… Мы не имеем к антологии никакого отношения, нас даже не спрашивали, хотим мы ее или нет.

Чем ты занимаешься, кроме музыки? Работаешь?

Да, по профессии я, как уже говорил, выучился на дизайнера — вот теперь с этим и работаю. На данный момент сотрудничаю с небольшим лэйблом, специализирующимся на рэп-музыке: оформляю диски рэповых групп.

Ну ничего себе! Тебе это нравится?

Рэп? Не так, чтобы очень: есть несколько неплохих вещей, но, в принципе, не мое это… А сама по себе работа нравится: платят здесь неплохо, а больше ничего от них и не требуется. Это все-таки лучше, чем стоять у станка на заводе…

Exit mobile version