Интервью с HEDNINGARNA. «На нас навешивали ярлык «сатанистов» — из-за названия коллектива»
Hedningarna . Интервью(Anders Norudde, интервью перед концертом в Минске, май 2011)
12-15 мая Минск принимает юбилейный, десятый по счету фестиваль «Дударскі фэст» с празднично-обширным международным составом участников. В числе приглашенных звезд – мастера средневековой/фольклорной музыки FIDELIUS (Германия), OPEN FOLK (Польша) и HEDNINGARNA (Швеция). Программу мероприятий можно посмотреть здесь, а пока, в преддверии знаменательного культурного события, предлагаю небольшое интервью с одним из основателей HEDNINGARNA, мультиинструменталистом Андерсом Стаке, также известным как Anders Norudde (это имя музыкант взял в середине 90-х после того, как отреставрировал полученный по наследству древний дом своей бабушки на земле Udden; за проделанную работу он вместе со своей будущей женой получил награду от правительства – и на радостях пара сочинила себе новую фамилию).
HEDNINGARNA вошла в историю в конце 80-х, инициировав ренессанс традиционной скандинавской фолк-музыки в смешении с современной рок-культурой и электронными ритмами. Йойки (традиционное песнопение саамов — особый ритм повторения на протяжении песни одних и тех же красиво звучащих, но часто лишенных прямого смысла слов), аутентичные старинные инструменты – и смелые кросс-культурные эксперименты; прошлое, современность и будущее, талантливо переплетенные воздушной паутиной чарующих звуков. Талантливо – и успешно.
Дебютный альбом коллектива Hedningarna (1989) получил три шведских премии Grammis, став лучшим фолковым релизом года. Полноформатники Kaksi! (1992) и Tr? (1994) принесли HEDNINGARNA внушительные цифры продаж (в 90-х команда реализовала 150,000 копий своих пластинок) и выступления на крупнейших рок-фестивалях планеты, а ремикс Sasha на песню «Kruspolska» — высокие места в европейских чартах. Ревьюируя Tr?, журнал Melody Maker написал: «Эта музыка может показаться чужеродной, но звучит она, словно истинный голос Земли».
Выпустив пять студийников и компиляцию 1989-2003 (2003), на восемь долгих лет HEDNINGARNA словно затаилась. Спряталась в тень. То из группы ушли девушки-вокалистки (ставшие семейными мамашами), то в 2009-м вдруг появились сведения о подготовке следующего релиза… то опять тишина… к тому же на вечный покой лег официальный сайт. В общем, готовясь к интервью с Андерсом (к сожалению, плоховато владеющему английским языком) и к визиту уникальнейшей команды в Минск, с основной темой возиться долго не пришлось. Что, когда и – главное! – почему так долго?..
Какие новости у HEDNINGARNA? Ну, мы записали несколько новых песен; поменяли барабанщика; отрепетировали концертную программу и готовимся к выступлениям на нескольких фестивалях в этом году. В ближайшем будущем, надеюсь, все-таки издадим полноформатный альбом… но когда и как, сказать не могу. Лейбла у нас пока нет, музыканты живут далеко друг от друга, что сильно затрудняет коммуникацию… к тому же много личных проблем и работы. Мы ж все взрослые (Андерсу в этом году исполнится 51 год – прим.авт.) семейные люди.
Думаю, именно этими проблемами и вызвана затянувшаяся пауза между вашими релизами…
Да, одно накладывается на другое. Тут еще сказались смены состава – но больше всего, конечно, мешает тот факт, что музыканты не могут видеться часто. Чтобы попасть на репетицию, приходится преодолеть 300 км. А когда у тебя много работы, есть семья, дети – это усложняет задачу в разы. Потому пока не удавалось собраться с HEDNINGARNA, я записывал сольные пластинки. Последняя из них вышла в 2005 году.
С какой программой вы собираетесь выступить на белорусском фестивале?
Всего понемногу – мы сыграем вещи с каждого альбома. Плюс новые песни. Это будет длинный вечер! (Смеется.)
А что-нибудь о нашей стране знаешь? Или о командах, которые будут играть с вами?
Не-а, собираюсь впитывать новые ощущения. Что же касается Беларуси… мне известны некоторые политические нюансы… но, думаю, здесь не стоит говорить об этом. С интересом приеду посмотреть, как там у вас и что.
В 98 году, работая над материалом альбома Karelia Visa, вы ездили за вдохновением в Карелию. Какие остались впечатления, ощущения?
Там было чертовски холодно!!! Дело было зимой — что, конечно, свело туристический элемент нашего путешествия на нет. В основном мы ездили по старым деревням и общались с местными жителями – восьмидесятилетними хранителями древних народных и культурных традиций. Записывали с ними какие-то песни, общались… это было странно и удивительно. Не покидало ощущение, что мы попали в машину времени и были перенесены на десятилетия назад – на 50, а то и 70 лет. Карелия, дух этой земли, ее атмосфера сильно сказались на песнях Karelia Visa – несмотря на то, что большая часть музыки была создана перед поездкой. Это был словно финальный штрих. Неповторимый и необходимый.
Какие еще страны, места хотелось бы посетить, чтобы получить подобный опыт?
Трудно сказать!.. Может, Беларусь? Я думаю, в вашей стране тоже есть удивительные места, хранящие первозданную энергетику.
Да, и вернуться на пару декад назад, в прошлое, здесь тоже можно. Даже в Минске. Например, центральная часть города вошла в реестр культурных памятников как образчик сталинского ампира. Не так глубоко, как вы обычно копаете, но тоже… история.
Да, тема не совсем наша, но интересно!
Что скажешь о славянском фольклоре?
Я считаю, он очень близок другим европейским традициям. Слушая фолк-музыку в течение многих лет, я пришел к выводу, что прообраз этого культурного пласта един – разнятся только его народные, национальные интерпретации. То есть играя фолк, мы (шведы, финны), говорим с вами, славянами, на одном языке, но как бы с разным акцентом. И наши народные инструменты тоже похожи – но используются по-разному.
Кстати, об инструментах! Играя на разных видах арф, волынок, флейт, на варгане и т.д., в течение многих лет ты также занимаешься изготовлением скрипок и, что немаловажно, изобретением новых видов средств музыкального звукоизвлечения, так?
Да, я сертифицированный создатель и реставратор скрипок, член S.V.I.T. (Swedish Violinmakers in the Italian Tradition – «шведские изготовители скрипок по итальянским традициям»). Это главное хобби, стоившее мне «цивильной» карьеры! (Смеется.) На сегодняшний день я изготовил более полутора десятка инструментов… Ну и когда есть свободное время, да, изобретаю что-то сам. Или воспроизвожу по рисункам старые, утраченные инструменты. В общем, творю.
А любимый инструмент – какой?
Сейчас подумаю… ох, и сложный же выбор! Ну… наверное, все же скрипка!
Возвращаемся к творчеству HEDNINGARNA. Вычитала где-то, что группа была запрещена в Германии. Народ решил, что она пропагандирует национал-социалистические взгляды…
Да, я об этом слышал. Но не во всей Германии, а так… на местах. Они там вообще несколько озабочены этой идеей… А на счет нас не знаю, откуда это пошло. Вообще не знаю. Загадка. Мы всегда были максимально аполитичной группой, так что остается только догадываться, в чью светлую голову пришла идея о «наци»-наклонностях. Кроме того, на нас навешивали ярлык «сатанистов» — из-за названия коллектива. Ведь HEDNINGARNA на шведском означает «язычники» — а для людей, чей мир делится на христиан и неверных, мы вероятно, неверные. Хотя это, опять-таки, неправильное мнение. Я крещеный человек – относящийся к религии безо всякого фанатизма, но и не отрицающий учение Христа. А язычество – это нечто совсем иное.
Кстати, как пришло в голову назваться «язычниками» — да еще такими труднопроизносимыми?
Совершенно случайно. Товарищ как-то заглянул на репетицию и, послушав, что мы играем, воскликнул: «Это же музыка ЯЗЫЧЕСКИХ времен!» От того все и пошло. Так навсегда мы язычниками и остались.
Сегодняшний состав HEDNINGARNA:
H?llbus Totte Mattson — пандура, лютня, барочная гитара, арфа, шарманки, аккордеон, hummel (старый шведский струнный инструмент), шведские цимбалы, вокалы.
Anders Norudde – скрипка и ее разновидности, шведская волынка, еврейская арфа, флейты, варган, горны, вокал.
Christian Svensson — бубен, перкуссия, hummel, сэмплы.
Magnus Stinnerbom — скрипка, виола, шарманки.
Автор: Anastasiya Количество просмотров: 6 659
Читайте также:
2 комментария
Добавить комментарий Отменить ответ
Обновления
-
Как вам группа MOLCHAT DOMA?
-
Sharon Den Adel, WITHIN TEMPTATION: «Недавно у нас Инстаграме было 420 тысяч подписчиков, а после единственного поста стало 400 тысяч»
-
Традиционные ценности: мошпит против порнографии по-техасски!
-
Мужика, заработавшего 10 миллионов на AI-музыке, арестовали за мошенничество
-
Необычный лот: Yngwie Malmsteen продает гитару с «феррари» в нагрузку
-
BATUSHKA Крысюка будет зваться PATRIARKH
-
Wolf Hoffman из ACCEPT отыграл тантрическую свадьбу
-
Как вам новая вокалистка LINKIN PARK?
-
Vicotnik из DØDHEIMSGARD создал DOEDSMAGHIRD
-
Покончил с собой гитарист-основатель ABIGOR Peter ‘P.K.’ Kubik
Комментарии
Виктор:
хорошая группа, но годится только для тотально глухих людей…
Виктор:
наверное было бы гораздо больше отписавшихся, но многие просто не видели этого поста…
Potato Lich:
Eum:
Дружище Христос:
Александр:
украинские-и-беларусские-сепары-чума-малороссии-и-белоруссии:
ratfred:
Anastasiya:
россия-чума 21 века:
Чорны:
Назар Василич:
Юрий:
Как правило все пидарасы топят за Украину. Совпадение ? не думаю. )))…
Спасибо за интервью, а организаторам спасибо за возможность увидеть эту замечательную группу! Я-то думала, они уже распались, а тут такой сюрприз!!
Программа Дударскага фэста/фестиваля волынки:
12 мая
Открытие фестиваля.
19.00 — Концерт во Дворце культуры ветеранов (ул.Я.Купалы, 21): Essa (Беларусь), Стары Ольса (Беларусь), Litvintroll (Беларусь).
Специальный гость – Hedningarna (Швеция). Билеты: 20 000 – 30 000.
Справки: 29 6490888.
13 мая
19.00 — Сольный концерт Hedningarna (Швеция) во Дворце культуры ветеранов (вул.Я.Купалы, 21). Справки: 29 6490888. Билеты: 25 000 – 40 000.
15 мая.
Закрытие фестиваля.
Последний концерт в клубе Реактор!
18.00 — Концерт в клубе «Реактор» (ул В.Хоружей, 29): Fidelius (Германия), Стары Ольса (Беларусь), Litvintroll (Беларусь), Кашлаты Вох (Беларусь), Testamentum terrae (Беларусь). Спецыяльныя госць — Open Folk (Польша).
Конкурс импровизацый с DJ Паўлам Балцэвічам.
Билеты: 20 000 – 40 000. Справки: 29 6490888.