Интервью с TESSERACT. Особенности измененного сознания, японское порно и концерт в Минске

(James Monteith, август 2013)

Британская группа TESSERACT числится в ряду вундеркиндов прогрессивно-математической сцены. Официальным стартом коллектива считается 2003 год; в дискографии – всего два полноформатника: One, вышедший в 2011-м, и Altered State, реализованный в конце весны этого года. Вроде бы и негусто, однако на сегодняшний день англичане пребывают в списке крутейших команд своего жанра, параллельно считаясь «отцами» джента. 11 сентября группа – при поддержке OUT OF YESTERYEAR, презентующих новый альбом, — выступит в столичном RE:Public, и я от души рекомендую не упустить шанс не только провести чудный вечер под удивительный и уникальный саундтрек, но и расширить свои музыкальные горизонты. А познакомиться с TESSERACT поближе поможет гитарист группы James Monteith.

Tesseract Самые текучие кадры в вашем составе – это, по традиции, вокалисты. На сегодняшний день в ранге «экс» значится 4 человека. И, например, Elliot Coleman из SKY EATS AIRPLANE продержался у вас лишь год…

Да, увы, не получилось сработаться с ним. Причиной расставания стали прежде всего расстояния: он живет в Вашингтоне, мы возле Лондона, и работать лишь по Интернету не особенно удобно. Тем более, что между нами постоянно возникали споры по музыкальной части. Что, сами понимаете, тоже влияло на гладкость взаимодействия. Однако мы расстались друзьями!..
Новый вокалист, Ashe O’Hara, был приглашен по рекомендации наших общих знакомых, и услышав его в деле, мы были потрясены. Серьезно. Одной из частей процесса прослушивания было задание написать и исполнить вокальную партию к еще не законченной композиции, состоящий лишь из нескольких риффов. Мы отправили Аше эти риффы, и он через некоторое время прислал готовую вещь под названием «Nocturne». Пришел на репетицию, оставил нас в полушоковом состоянии… а потом мы вместе пошли в кабак, и там предложили ему стать фронтменом TESSERACT. К счастью, ответ был «да».

Музыка Altered State существенно отличается от One – и композиционно, и звучанием, и подачей, и вокалами. Вы навсегда отказались от экстремальных войсов?

Никогда не говори «навсегда». На настоящий момент мы ушли от скрима – по той простой причине, что он вписался в новый материал. Все произошло само собой. Мы не сидели, ставя друг другу ультиматумы, мол, «больше скримить не станем», это обычный процесс эволюции. Да, попытка привнести толику экстремальных вокалов в новые вещи была – но результат оказался каким-то вымученным. Ненатуральным. Поэтому основной упор был сделан на мелодику. Аше обладает удивительно сильным, гибким и динамичным вокалом, и ему не нужно кричать, чтобы выразить эмоции.

Но ведь не все слушатели, полюбившие вас за плотный, объемный, массивный One, прониклись более мягким и вкрадчивым звучанием Altered State, со всеми его джазовыми нотами и вокальными «завихрениями», верно?

Не все, но абсолютное большинство. В действительности реакция оказалась лучше, чем мы могли себе представить: и фанаты, и СМИ дали материалу высокие оценки, и даже вечно недовольные интернет-тролли выползли в крайне небольшом количестве. Хотя негодующие посты типа «и где скриминг?» были совершенно предсказуемы и ожидаемы.

В некоторых песнях, например, «Calabi-Yau», к вашему инструментальному арсеналу добавился саксофон. Что-то новенькое…

Скорей забытое старое. Саксофон звучал на наших первых демо-записях, еще в 2003-м – и с тех пор, десять лет кряду, слушатели просили его вернуть. Материал Altered State, экспериментальный по своей сути, концептуально несущий в основе идею развития и изменения, показался подходящим местом – ведь мы не ограничиваем себя каким-либо набором инструментов. На прошлогоднем EP Perspective у нас появились акустические гитары и пианино. В будущем, вполне вероятно, попробуем поработать с оркестром – но не так, как это сделали те же METALLICA, просто скормившие оркестру свои аранжировки, а плотно, органично переплетая звучание всех инструментов. Границ нет. Я пока не могу представить в нашей песне, скажем, валторну или трубу – но если их появление когда-либо покажется уместным, мы это сделаем.

В прогрессивно-металлической и особенно в «математической» тусовке модно использовать восьми-, девятиструнные гитары. Ты в этом плане, кажется, более консервативен.

Верно. Мы используем семиструнки, и их возможности кажутся неисчерпаемыми. Тем более с таким низким строем, как у нас, лишняя струна ничего не даст.
…Я до сих пор помню, какое впечатление на меня произвела техника игры Джона Петруччи на семиструнной гитаре; как в 90-е жгли те же KORN!.. Они всегда были моими героями.

Ну если тебе, скажем, выдать на концерт десятиструнку, ты придумаешь, как ее использовать?

Не-а! Я и с семью едва справляюсь! (Смеется.) А репетирую чаще всего на шестиструнке – чего в плане техническом совершенно достаточно.

Как и многие другие музыканты (те же «дримтеатры», MESHUGGAH, ANIMALS AS LEADERS, Devin Townsend и пр.), вы активно пользуетесь продукцией Fractal Audio Systems — процессорами эффектов Axe-FX. Не кажется ли тебе, что уход от аналогового оборудования имеет серьезный минус: звучание команды приближается к общему знаменателю, теряет некую изюминку?

Мы начали использовать эти процессоры несколько лет назад, с целью преимущественно практической: оборудование становится более мобильным, его легко перевезти, легко подключить и настроить (мало ли, в каких дырах порой приходится играть?), есть множество настроек и возможностей выставить нужный звук. Что касается потери аналоговой теплоты и некоторой «фишки» звучания… да, согласен, немного есть такое. Живой звук ничем не заменишь – и цифровые навороты не способны в полной мере воспроизвести его гибкость. Но при этом процессоры эффектов серьезно расширяют твои возможности как музыканта. Ты можешь сделать все, что угодно, имея тысячи вариантов настроек.

Century Media выложили Altered State в полном объеме на своем youtube-канале. Тебя устраивает такой способ промоции и распространения?

Да, при нынешнем положении веще на сцене, когда релизы, еще не успев выйти в официальный прокат, оказываются на торрентах и т.п., это нормально и прогрессивно. Мы получаем десятки тысяч новых слушателей, люди приходят на концерты… Все хорошо!

Tesseract В чем же секрет успеха TESSERACT? Выпустив дебютный альбом, вы стали Явлением на экстремальной сцене – а сейчас группу то и дело уже называют «культовой». Качество материала бесспорно, то, как мне кажется, одного качества для серьезного рывка маловато…

Во-первых, спасибо за комплимент! Во-вторых, факторов было много. Это и фанатичная вера в то, что делаешь, полная самоотдача и постоянное самосовершенствование. Это и стремление играть вживую как можно больше, как можно чаще, как можно лучше. Ну и… еще всякие нюансы. В случае с TESSERACT немаловажную роль сыграла личность основателя: Acle Kahney стал гитарным гуру задолго до того, как была создана команда. Как технарь, он выкладывал инструментальные зарисовки и уроки на разных форумах, осваивал и демонстрировал разные приемы – и, в общем, стал одним из героев прогрессивного гитарного интернет-коммьюнити. Эти чуваки (в их числе также Misha Mansoor из PERIPHERY, Paul Ortiz с проектом CHIMP SPANNER, John Browne из MONUMENTS), сидящие в своих спальнях и снимающие видео с собственными гитарными экспериментами, изобрели т.н. новую волну прог-музыки, джент. Так что интерес к TESSERACT как проекту Экла появился ранее самого TESSERACT.

Сейчас это движение заметно набирает обороты. Будучи относительно молодым стилем, т.н. математический метал в последние годы достиг впечатляющей популярности. Мода?

Согласен, и сцена, и ее аудитория активно расширяются. Что, с одной стороны, не может не радовать. С другой, как всегда бывает с модными стилями, появляется огромное количество команд, копирующих то, что уже десятки раз сделано, производящих серый и далекий от уникальности материал. Но время все рассудит. Уже сформирован первый эшелон – столпы жанра вроде MESHUGGAH и DILLINGER ESCAPE PLAN, узнаваемые и неповторимые в своем звучании. Есть коллективы, как наш, пришедшие позже и еще ищущие свою нишу, борющиеся за место под солнцем в попытках сформировать собственный звук. Вообще, math-метал мне кажется самым интересным и продуктивным стилем метал-музыки на сегодняшний день, ибо он постоянно обновляется, несет в себе много возможностей, вызовов и перспектив.

TESSERACT играют серьезную музыку, пишут серьезную концептуальную лирику, взяв в главные музы законы естествознания. Как же получилось, что вы сняли клип на «Singularity» в стиле хентай? Тебе самому он вообще как?

Мне нравится! Причем именно тем, о чем ты сейчас подумала. (Хихикает.) Я жанр видео для себя определил как «Alien Tentacle Rape», хех. Хотя общий смысл и посыл клипа, конечно, далеко не так примитивен. Фэны по его поводу развернули в Интернете целый холивар – что это, мол, попса и попытка привлечь к себе внимание дешевыми методами. Но мне кажется, не стоит так уж заморачиваться. Общая идея достаточно интересна – а уж как она воплощена… что ж… почему бы и не хентай? Тем более что снято хорошо.

Ты вообще порнушку любишь?

А кто ж не любит?.. Особенно по выходным.

Еще клипы на песни нового альбома планируется?

Да, уже буквально сейчас начинается работа над видео на «Nocturne» — которое должно появиться к середине осени. И потом будут еще клипы. Больше клипов, меньше порнографии!.. (Смеется.)

Слушаешь ли ты традиционный тяжмет, скажем, death?

Раньше слушал. Любил такие команды, как DYING FETUS, SUFFOCATION, DEICIDE, DECAPITATED… о да, особенно DECAPITATED. Но сейчас на такое тянет редко. Уши и сознание требуют больше мелодии.

Случается ли, что слушаешь песню какой-то группы или музыканта – и думаешь: черт, как бы я хотел быть ее автором?..

Да постоянно!

Авторство какой вещи хотелось бы присвоить себе сильнее всего?

Наверное, «Broken Wings» группы MR. MISTER. И все песни BON JOVI!

Забавно. Ну что, давай, наверное, прощаться, до скорой встречи 11 сентября. Что вы планируете сыграть на минском концерте?

Всего понемногу. Будут песни и из первого, и из второго альбома, а также целиком сыграем EP Concealing Fate. Приходите все!

P.S. Большое спасибо за помощь в подготовке интервью лидеру группы THE HYSTERIA Антону Рогову. Жаль, вас не будет на сцене перед британцами…

Теги:



Комментарии

(* если хотите процитировать чей-либо комментарий, нажмите на красную ссылку >>> под ним; для цитирования части комментария выделите нужный текст и опять-таки нажмите на эту ссылку)

  1. Сергеич 02.09.2013 в 08:12

    Эх, читаешь — и узнаешь этот легкий стиль ведения беседы, присущий вам, Анастасия, вспоминаешь давние годы чтения «М-журнала» с вашими интервью… Спасибо вам.

  2. Anastasiya 02.09.2013 в 08:49

    Сергеич написал(а):
    Эх, читаешь — и узнаешь этот легкий стиль ведения беседы, присущий вам, Анастасия, вспоминаешь давние годы чтения «М-журнала» с вашими интервью… Спасибо вам.
    Спасибо на добром слове!

  3. Вася Пупкин 02.09.2013 в 12:49

    >даже вечно недовольные интернет-тролли выползли в крайне небольшом количестве.

    Ну, конеееечно, как недовольные — так сразу тролли

    А так неплохое интервью, с интересом прочитал.

  4. lemmy666 02.09.2013 в 13:56

    Anastasiya написал(а):
    Спасибо на добром слове!

    У меня для слов благодарности вам целый словарь! Анастасия, вы — прекрасны!

  5. радик 02.09.2013 в 17:39

    по мне — старая версия клипа лучше

  6. Кот 03.09.2013 в 16:06

    радикнаписал(а):
    по мне — старая версия клипа лучше
    Была другая версия?

  7. радик 04.09.2013 в 16:37

    Кот написал(а):
    Была другая версия?

    пардон.не так выразился. Песня, с предыдущим вокалистом

  8. Алексей 05.09.2013 в 18:24

    А по мне, так новый альбом фигня фигнёй. Вокалист писклявый, музыка очень фоновая.

  9. Вася Пупкин 09.09.2013 в 03:55

    >Вокалист писклявый

    Вот, кстати, да, я вообще сначала подумал, что тетенька на вокале.

  10. Anastasiya 28.06.2014 в 02:26

    внезапная рокировка: вокалист Ashe O’Hara ушел, зато вернулся Daniel Tompkins, певший на дебютнике. теперь, надеюсь, фэны перестанут попрекать группу «голубцеватыми вокалами» и отсутствием экстремальных войсов

Оставьте свой комментарий

антиспам-проверка (введите число) *

Читайте также:

Чужой опыт. Гастрольные удостоверения по-канадски: за зарубежных музыкантов там придется платить по $425. За каждого!

Не думаю, что кто-либо из вас собирается играть туры в Канаде, но в свете возвращения  история небезынтересная. В этом месяце канадские организаторы концертов и владельцы небольших клубов, а также баров с живой...

Close