Интервью с SOPOR AETERNUS. «Родители избивали меня регулярно, ежедневно»

(Anna Varney, опубликовано в «Музыкальном журнале», осень 2002)

Магический и призрачный мир, где Красота и Элегантность надевают самые мрачные и страшные одеяния, отправляясь на грандиозный бал Смерти — празднуя и превознося её, её горе, её спокойствие и умиротворённо-комфортный покой… SOPOR AETERNUS — это вечный сон, окружённый мистическим ансамблем Теней под руководством странного существа, называющего себя Анна-Верни (Anna-Varney), SOPOR AETERNUS — это один из интереснейших и интеллигентнейших видов готического искусства, это целая Вселенная, столь же обособленная, сколь и доступная для всякого Inexperienced Spiral Traveller. Хотите попрбовать? Пускай путёвкой в этом путешествии будет следующее интервью…

фрики Sopor Aeternus Многие критики отмечают многообразие культурно-музыкальных традиций, переплетающихся в творчестве SOPOR AETERNUS, что, в свою очередь, говорит о немалом опыте, о солидном образовании автора. Приходилось ли тебе изучать музыку или, может, мультикультурные ссылки — это результат «опыта перемещений и путешествий»?

О, пожалуйста, не надо говорить о таких серьёзных вещах! Я не изучаю искусство специально, не хочу заниматься сложными «переплетениями» и прочим — я просто творю «музыку для мёртвых детишек» (здесь и далее авторский курсив — прим. АС), и этим всё сказано.

Какую музыку слушаешь сам(а) чаще всего, что вдохновляет тебя? Классика?

Это зависит от настроения и… температуры воздуха. Да, я действительно считаю, что музыка может быть сезонной: грубо говоря, когда за окном становится теплее, моя музыка начинает склоняться в более минималистичную (и электронную) сторону. Хотя в этом, конечно, есть свои исключения. Как было сказано ранее, многое зависит и от настроения… иногда мне нужно последовательно прослушать полярно противоположные виды музыки чтобы достичь внутреннего баланса.

Есть ли музыка, которая тебе неприятна, которая, в твоём понимании, плоха?

Боюсь, к этой категории можно отнести некоторые из моих собственных экспериментов. А вообще… что такое плохая музыка? На мой взгляд, музыка (также как и любое искусство в данном контексте) не является результатом постороннего влияния, наития и/или претенциозности. Искусство должно иметь своей основой правду, всегда. Временами, утрачивая эту основу, оно становится полностью бесполезным… не более, чем тратой времени для каждого, кто к этому прикоснётся.

Какие образы сопровождают процесс создания композиций SOPOR AETERNUS? Можно ли говорить о визуальности (либо визуализации) твоего творчества?

Сложно говорить в общем, многое меняется от песни к песне. Как мною неоднократно было сказано, я верю в то, что за каждым действием или явлением скрывается тайный мотив, некая движущая сила, втайне руководящая всеми жизненными процессами. Музыка и лирика — не исключение из правила… просто в какой-то точке пересекаются бесконечные вектора времени и пространства — и особая мелодия или музыка приходит сама собой. Из этого, по моему убеждению, следует неизбежный вывод: у нас нет выбора, мы не властны определять инструментальное и визуальное воплощение творческой идеи, также и как и конечный результат — звук «собственной» музыки… во всяком случае, тогда, когда за критерий работы берётся истина. То есть, результат автоматически определяем нашим индивидуальным способом существования (сознание и проч.) — определяем в момент рождения той или иной песни. И, в то же время, нет сомнения, что взаимодействие творца со своим духовным окружением (и с лирикой, обозначаемой индивидуальными названиями — именами (!) песни либо стихотворного произведения) также корректируют вышеописанное определение или, по крайней мере, высвечивают его основные грани.

Принимая во внимание факт, что равнозначные вещи всегда притягивают друг друга, позвольте мне проиллюстрировать свои мысли следующей моделью: Представьте пустую комнату. Посредине её размещается особенный источник света, испускающий лучи, — он будет олицетворять суть, основу песни, на которой мы фокусируем своё внимание. Тут же появляются частицы или энергии (называйте их как хотите), привлечённые характерными пульсациями света — странные, чужеродные, но, как бы там ни было, всё-таки отвечающие этому ритму частицы: они проникают внутрь и, двигаясь, оставляют свои следы. Переходя на язык аналогий, эти частицы представляют собой эквивалент вокального и инструментального наполнения нашей песни.

Если охватить вышеописанную ситуацию целиком (эту комнату, этот свет, эти следы, оставляемые за собою частицами), по прошествии некоторого времени можно без труда смоделировать символическое воплощение единения музыки и лирики. Притом, важнее всего уловить момент наибольшей интенсивности, чтобы максимально приблизиться к сущности песни, а также к воплощаемой в первую очередь эмоции.

Приходилось ли тебе испытывать опыт внетелесного существования — и, если да, как можно описать эти ощущения?

Хммм… да, это случилось под действием анестезии во время операции. Мне было шесть лет. После этого я начал(а) ненавидеть своё тело ещё сильнее, чем раньше, и на то, чтобы залечить рану, ушло более двадцати лет…

фрики Sopor Aeternus Общаешься ли ты с людьми — либо по-прежнему предпочитаешь состояние одиночества и общение исключительно с существами духовными?

Я давно не живу в полной изоляции, несмотря на то, что за день не произношу, наверное, и сотни слов… — но это хорошо. Во всяком случае, хорошо большую часть времени.

А… представляют ли люди, их поведение какой-либо интерес для тебя лично?

Только на чисто теоретическом уровне… для того, чтобы лучше понять моё собственное поведение. В остальном — не интересуют.

Ну, может, приходилось встречать сколь-либо привлекательные личности?

Встречать в реальной жизни? Нет.

Веришь ли… в любовь?

Мне больше по душе концепция «Love under Will», альтруистичной любви или сострадания, в которое я верю. Если же говорить о моём понимании романтической любви, то это исключительно невротичное проявление… просто эротическое влечение — то есть, состояние любви представляет собой не более, нежели результат гормонально-химической реакции в теле/мозгу. Меня лично такие вещи абсолютно не интересуют.

Любимые способы времяпрепровождения?…

Извини, не могу ответить.

Хорошо… тогда назови, пожалуйста, вещи, которые доставляют тебе наибольшее удовольствие…

Мне приходилось задумываться на эту тему… даже несколько раз… и, после всех размышлений, ответ на этот вопрос только один: музыка.

В одном из рассказов о SOPOR AETERNUS говорится о том, что у тебя никогда не было регулярной работы, из-за чего, естественно, следовал недостаток финансов, в том числе и на запись дисков. Ты ненавидишь работу?

Разве что-то говорит о том, что я ненавижу работу как таковую? Ты полагаешь, что создание искусства — это не работа, просто потому, что за неё не платят постоянную зарплату? Я не понимаю…

Хорошо, оставим эту тему. Помнишь ли ты своё детство?

Да, как ни странно, я помню абсолютно всё.

Интересно… с какого возраста?

Сложно сказать достоверно, хех… но с очень раннего.

Можешь ли назвать себя счастливым ребёнком?

фрики Sopor Aeternus Хммм… начиная с пяти или шести лет мною с каждым годом всё сильнее и сильнее овладевала депрессия. Лет в двенадцать впервые пришла серьёзная мысль о самоубийстве — эта мысль была моей лучшей игрушкой. Родители избивали меня регулярно, ежедневно, и юношеские годы в школе превратились в сущий кошмар. Я уже тогда выглядел(а) как ходячий мертвец. Но, как бы там ни было, в конечном итоге всё это привело к моей трансформации, чудесному превращению в прекрасное создание, которым я являюсь сейчас, — поэтому, да, конечно, я был(а) крайне счастливым ребёнком!!!

Единственным в семье?

Нет, ещё сестра.

Были ли (есть ли) у тебя любимые книги?

Честно, нет.

Твоё отношение к алкоголю, наркотическим веществам? Для некоторых это — способ «расширить горизонты», усилить возможности своих чувств, испытать новые ощущения. Твои комментарии?

Меня не интересует ни то, ни другое… — говоря другими словами, я не пью и не курю. Впрочем, использование определённых галлюциногенов в строго контролируемых состояниях иногда очень полезно, поскольку помогает испытать другие формы восприятия… можно сказать так. Ничего против этого не имею. Это здорово. Но потребление алкоголя с целью расширить своё сознание?… Ты шутишь???

Где-то прочитала, что твоё имя, Anna-Varney, имеет своим источником книгу Эдварда Ллойда «Varney the Vampire». Правда ли это? И что стало тому причиной — настолько понравилось прочитанное или…?

Ох, возвращаемся к старым добрым клише, хех? Но ничего страшного, я для этого в подходящем настроении. Сначала про книгу. Она не была написана Эдвардом Ллойдом — этот человек просто опубликовал серию дешёвых романов. На самом деле, до сих пор нет стопроцентной уверенности в авторстве этого произведения: одни говорят, это был Thomas Peckett Prest, другие уверены, что её создал James Malcolm Rymer. Они оба работали на компанию Ллойда. Но это так, к слову. Главной причиной того, что я взял(а) это имя… ээээ… тогда это пришло само по себе, просто по наитию — чисто интуитивный выбор. Безусловно, понравилась сама книга, и, к тому же, я чувствовал(а) искреннее родство с её протагонистом, или, точнее, определёнными моментами его существования. Как уже упоминалось выше, для меня это были печальные годы отрочества… и, таким образом, однажды пришла идея изменить своё имя, свою личность и, таким образом, красиво и незаметно совершить милое самоубийство. Хорошо, что ты затронула этот момент, поскольку в настоящий момент я поднимаю эту тему снова — я имею в виду вампиризм…одновременно, так сказать, очищая свои задворки…

Не мог(ла) бы ты объяснить значение следующих понятий:
* Путь Сатурна (The Saturnian Path).

Это понятие включает в себя все аспекты, ассоциирующиеся с принципом Сатурна… и жизни, над которой он (подсознательно или благодаря собственному выбору) доминирует.
* Нейтральная Зона (The Neutral Zone).
Нейтральная Зона — это особое состояние (духовного, ментального, но также и социального порядка), в котором существуют (живут, работают… или борются) люди-транссексуалы а также люди со смешанной или альтернативной сексуальной принадлежностью. Также — это базовое основание, из которого мы исходим.
* Синий Свет (The Blue Light)
Это не для меня, не моё. Сорри. (Этот термин лишь однажды использовался мною с целью описания влияния Юпитера на мою работу и жизнь.)
* Тёмная Сила (The Dark Force)
Конечно, Дарт Вэйдер!… — хммм, шутка. Это понятие может меняться в зависимости от контекста, но, как правило, я использую это слово для описания силы Samsara, или Великой Иллюзии MAYA.
* Сад Ничто (The Garden of Nothing)
О, это могут быть самые разные вещи, несомненно, связанные с Samsara. Под этим словом может пониматься также иллюзорное состояние фальшивого спокойствия, больной и тяжёлой пустоты… убежище, в своё время прекрасно описанное Клайвом Баркером в его «Cabal» и названное Midian.

Что ты имеешь в виду, говоря о себе как о «свободной воительнице»?

Это двуполый духовный воин — во всяком случае я говорил(а) именно об этом.

Буду ли я права, предположив, что основополагающее значение «JUSA» — это извечная борьба и, в то же время, баланс противоположных сил, единство и противопоставление Света и Тьмы?

Хммм, в определённой степени, да. JUSA — это брачный союз двух принципов, тот самый, что выражается и иллюстрируется лого SOPOR AETERNUS. Он обозначает следующее: до тех пор, пока власть Сатурна (Хроноса) является автократичной, жизнь его будет полна негатива… — он её отрицает. Однако когда его сила иссякнет, и к власти придёт терпимый и сдержанный Юпитер, его взгляд устремится вперёд, освобождая себя от окостенения, а его старый принцип властности явится стимулом дальнейшего развития. Делая выводы из своих прошлых опытов, теперь он будет стремиться к ограничению сути, усиливая и концентрируя эту суть, это ядро методом уничтожения всего мелкого и незначительного. В таком качестве он станет «хранителем порога», безжалостно используя свой карающий меч для отсечения ненужных вещей (эту роль можно проиллюстрировать таким образом, как «the reaper»). Через него никто не попадёт на Другую Сторону — во всяком случае, никто, не потерявший несколько перьев: яркого оперения многообразных интересов и особенностей мирской жизни. Одним словом, Хронос уже не является летальной силой, которая уничтожает либо унижает жизнь, он становится ультимативным авторитетом, высшей властью, гарантирующей строгость форм, серьёзность прямоты и простоты. Его методы до сих пор воспринимаются как исключительно неприятные, принося ему репутацию инициатора плохих течений и несчастья (сродни Марсу). Болезни, боль, разделение, потери и одиночество — всё это ассоциируется именно с ним. Однако, если присмотреться внимательнее, несложно понять, что именно эти трагические повороты судьбы стимулируют наше развитие. Да, это так: Хронос несёт нам страдания, однако именно страдания заставляют нас учиться. Учиться быстро.

В твоих интервью неоднократно упоминались некие «пять полов», пятый из которых представляет собой множество душ, населяющих одно тело. Что это за души? И, если говорить об этих пяти категориях, к какой ты относишь себя лично?

фрики Sopor Aeternus Вопрос в том, что большинство людей западной цивилизации/культуры привыкли думать, что на этой планете существует лишь две одушевлённые разновидности пола, мужской и женский — что, безусловно, представляет собой сущий нонсенс (достаточно вспомнить хотя бы Воинов Нейтральной Зоны). Тем не менее, сосредоточив на этой теме немного более внимательный взгляд, нетрудно увидеть, что такая лимитированная концепция присуща далеко не всем культурам мира. Достаточно упомянуть североамериканских индейцев навайо, которые разделяли четыре разных пола. Надо сказать, эта нумерация не имеет ничего общего с позицией личности в социальной иерархии, показывая лишь последовательность её сотворения в культурологическом мифе… Выглядит это примерно так: «Когда Боги Навайо создали первый мир, в нём не было ни людей, ни животных. Земля была алой и пустынной. Затем из жёлтого кукурузного початка Бог создал первую женщину, а из белого — первого мужчину. Они оба были духами, сотворёнными в один и тот же момент, безо всякой иерархии. Они (первые духи) из первого мира постепенно перешли во второй, из красного — в синий. В нём были связаны специальные узелки, предполагавшиеся каждому из полов, долженствующие быть розданными во время религиозной церемонии — однако когда человек перешёл из второго мира в третий, жёлтый, он случайно перепутал свою пряжу… и именно потому кроме первого рода (женского) и второго (мужского), на свет появились гибридные формы: мужчина-женщина как третий род и женщина-мужчина как четвёртый». Я же лично считаю себя дочерью пятого пола (в какой-то степени он совпадает с определением четвёртого пола навайо): будучи из числа тех, кого называют «Nadleehe», что обозначает «изменённые», «трансформировавшиеся». Это личности, которые… ну, скажем, женщина (на сто процентов принимаемая женщиной), биологически рождённая как мужчина, то есть, с мужским телом и мужскими гениталиями. Их принимают таковыми не из-за сексуальных предпочтений, но из-за работы, которую они выполняют. Такие люди всегда имели высокий статус в обществе навайо, где к ним обращались как к «людям с двумя душами», частенько приглашая на различные религиозные церемонии, считая очень богатыми — богатыми своими познаниями. Посему Nadleehe в семье считается очень хорошим знаком, это большая честь.

В нашем обществе, несмотря на его развитие, в этом плане, однако, существует большая проблема: люди боятся всего странного, непривычного и необычного… и потому сомнительного. Вместо того, чтобы учиться видеть красоту во всём, что от них отличается, использовать уникальный шанс познания неведомого, они просто отворачиваются, называя эти вещи (или людей) больными или даже неправильными. Именно поэтому во всём мире распространена врачебная практика оперирования новорождённых: в случае, если доктора не могут с уверенностью определить пол ребёнка, если его гениталии имеют какие-либо отклонения, то врачи просто выбирают какую-либо из крайностей и, вместо того, чтобы оставить всё как есть, делают операцию, зачастую даже не ставя в известность родителей. Иногда это обозначает, что если пенис малыша недостаточно велик (в соответствии со вкусом доктора и/или его невротичным мнением), он просто мучает бедного ребёнка, создавая ему искусственную вагину, чтобы самому не волноваться за возможные последствия. Просто осознайте этот факт: из-за того, что некоторые ублюдки с расистским наклонностями слишком невротичны в том, что касается их собственной сексуальности, они, из чувства страха и незащищённости, просто уничтожают всё, что имеет смелость быть ИНЫМ. Это как раз одна из тех вещей, которую мы, the Warriors of the Neutral, больше не собираемся терпеть!!! Неужели люди не понимают, что жертвы этих бесчеловечно жестоких актов порой обречены на пожизненные терзания… — что кажется ещё более трагичным, стоит лишь подумать о том, что Природа любит и нуждается в разнообразии!!!
Однако, возвращаясь к твоему первому вопросу относительно «людей пятого пола с несколькими душами»… Этот термин по большей части применим ко всем людям нашей прелестной планеты, соединяющим в себе несколько полов, душ и умов. Как ты, наверное, знаешь, в настоящий момент мы вступаем в Век Водолея, что означает, что андрогенный аспект в ближайшие годы будет проявляться всё в более и более значительной степени. А высшей целью (во всяком случае, с моей точки зрения) является достижение состояния, когда одним станут ОБА! Иными словами, это будет стопроцентная женщина и стопроцентный мужчина — два в одном теле, и оба абсолютно равны!

М-да, непросто это всё… но, как бы там ни было, позволю себе ещё один вопрос. Говоря о SOPOR AETERNUS, некоторые ревьюеры обращаются к тебе как мужчине, а некоторые — как к женщине. Есть ли в этом плане какое-либо предпочтение, как будет правильнее?

Я просто Anna-Varney… — или, говоря иначе, он(а). (Английский вариант — «(S)he» — прим. АС) А на старый вопрос типа: скажи, мужчина ты всё-таки или женщина?» я обычно отвечаю: «Да, конечно!»

Твоя лирика зачастую касается тем религиозного, мистического, оккультного характера, смело перемешивая самые разные понятия. Что — лично для тебя — служит объединяющим фактором?

фрики Sopor Aeternus Я считаю, все великие религии этого мира говорят об одной вещи: об истине. Но, учитывая факт, что разные люди обладают разными характерами, индивидуальностями, темпераментами и (не забудьте) кармой, всем нам необходимы разные пути и методы для достижения своей долгосрочной цели, суть которой — просвещение. Всё это довольно просто для понимания: говоря простым языком, некоторые люди любят яблоки, кто-то другой — шоколад, третий — что-то своё… то, что для одного человека представляет верх райского блаженства, для другого будет самым жутким адом.

Существует мнение, что все религии можно без особого труда (главное, при наличии соответствующих знаний) синтезировать в одну. Что ты думаешь на этот счёт?

Не вижу смысла. Зачем? Сшитая из лоскутов духовность может быть даже опасной…

Твои высказывания относительно искусства зачастую совпадают с тезисами Декаданса, в своё время сформулированными Оскаром Уайльдом. Твоё мнение о литературной работе этого писателя, об этой Личности в целом?

Возможно, к собственному стыду, признаюсь, что никогда не приходилось особенно интересоваться Уайльдом, хотя для «человека со странностями» это, наверное, считается обязательным. Насколько я помню, читал(а) я лишь «Кентервильское привидение» и «Портрет Дориана Грея» — произведение, особенно интересное в «вампирическом» контексте. Искусство в моём понимании (во всяком случае, то, что достойно называться искусством) — это брачный союз смысла и формы, имеющий своим основанием истину и потому священный. Настоящее искусство рождается как следствие внутренней необходимости — создавать или умирать… да, буквально так. Если у артиста нет возможности реализовать свою креативность, выразить то, что должно быть выражено, он(а) начинает страдать… и, следовательно, постепенно умирать. Настоящее искусство свободно, оно не имеет границ и не заботится ни об условностях, ни о морали. Оно обладает властью глубоко затрагивать (и освобождать) наши души, оно иногда может быть болезненным (как для создателя, так и созерцающего/воспринимающего), но, как бы там ни было, всегда приносит пользу: оно содействует нашему духовному росту.

В одном из интервью упоминалось, что ещё один из участников СОПОРа, Хольгер, является твоим слугой. Что бы это значило? Отношения властвования-подчинения?

В какой-то мере, да, хаха. Как и в каждом вопросе, тут многое зависит от точки зрения и вкладываемого в данное понятие смысла, понимаешь? Но, если говорить начистоту, ситуация тут немного комичная. Я шутил(а), говоря, что Хольгер — мой слуга, а шутка, в свою очередь, выродилась в дикий слух, один из тех, что разлетаются со скоростью чумы. Основная заслуга в его появлении принадлежит, кажется, одному из французских (или бельгийских) музыкальных журналов, утверждавшему, будто я живу в какой-то средиземноморской пещере, веду дикий образ жизни, из-за чего мои ногти с годами приобрели по-настоящему ужасающие размеры… мне, якобы, стало сложно одеваться самостоятельно, и потому Хольгер, мой слуга, обязан помогать мне каждое утро с тем, чтобы надеть свои странные одеяния. Без улыбки читать такое было довольно сложно, сама идея мне показалась настолько вычурной, что я даже не предполагал(а), будто кто-то может воспринять это всерьёз… однако, кажется, большинство людей так и сделало.

Места, которые ты посещаешь с наибольшим удовольствием?

Сон. Нигде и никогда не могу чувствовать себя настолько комфортно, как в краткий момент погружения в сон.

Зачастую приходилось слышать, что огромная часть твоих инспираций происходит именно из сна. Науке до сих пор неизвестна природа сна: то есть, КУДА мы отправляемся (если отправляемся) в эти моменты, ЧЕМ занимаемся (если занимаемся) и вообще. Интересно, что ты думаешь по этому поводу? Не кажется ли тебе, что между сном и смертью есть некоторое сходство?

Безусловно, есть. Конечно. Не забывайте, что о сне часто говорят как о «Младшем Брате Смерти»… и, в некотором смысле, сон — это репетиция перед опытом умирания. Иными словами, это — путешествие через (иногда очень опасный) переменчивый мир проекций, иногда совершаемое даже по нашему сознательному желанию. Говорят, что так называемый «Глубокий Сон» приводит нас в области, где находятся врата, исходящие Вовне, из этого мира, из этой жизни. Со мной несколько раз случалось такое, что за своё пробуждение приходилось бороться, чувствуя, что ещё момент — и я потеряюсь где-то в безбрежном пространстве, в сферах, в которых разрешено путешествовать лишь в течение сравнительно коротких периодов времени…

Теги: ,



Комментарии

(* если хотите процитировать чей-либо комментарий, нажмите на красную ссылку >>> под ним; для цитирования части комментария выделите нужный текст и опять-таки нажмите на эту ссылку)

  1. Maximilian 17.08.2013 в 11:32

    чудесная музыка. новый релиз в сентябре 2013

  2. Экология 01.08.2014 в 11:50

    самая лучшая группа в стиле дарквэйв, новый релиз в сентябре 2014 на 25 группы

  3. Ирэн 24.06.2016 в 15:21

    обожаю читать интервью с A-V

Оставьте свой комментарий

антиспам-проверка (введите число) *

Читайте также:

Интервью с SOULGRIND. «Финляндия была последней европейской страной, принявшей христианскую религию»

(Lord Heikkinen, опубликовано в "Музыкальном журнале", осень 2002) Несмотря на то, что творчество группы SOULGRIND едва ли относится к характерным образцам блэк-метала (в их музыке столько всего понамешано, до дикости просто!), последний,...

Close