Интервью с SEPTIC FLESH. «Она спокойно стояла обнажённой, пока художники придавали ее телу вид трупа»

(Sotiris Vayenas, опубликовано в «Музыкальном журнале», весна 2003)

Думается, ни для кого уже не секрет, что в этом году греки «сделали» всю метал-сцену, выдав на-гора потрясающий альбом, упакованный в не менее потрясающий визуальный ряд, и выпустив на волю миллионы коварных демонов. «Вы будете неправы, если не признаете Sumerian Daemons «альбомом года»», — так сказал мне один из знакомых. А что тут признавать? Эта музыка говорит сама за себя, они уже с нами, они уже… ЗДЕСЬ!

SepticFlesh На то, чтобы записать и выпустить этот шедевр, вам понадобилось четыре года…

Нет, на самом деле гораздо меньше. Безусловно, работа над новым материалом отняла немало времени, но также около полутора лет ушло только на поиск выпускающего лэйбла, на то, чтобы уладить вопросы относительно нашего нового контракта. Затем… запись немного отложилась из-за невозможности придти в студию «Fredman» в любой момент и начать работу: чтобы записываться во «Фредмане», нужно её забукировать как минимум за полгода до предполагаемого начала рекорд-сессии. Таким образом, все планы необходимо было строить в соответствии с этими графиками… ну и, конечно, энное количество времени ушло на разные полиграфические, оформительские дела, а также работу лэйбла по «полировке» и выпуску готового продукта. Таким образом, на создание песен потребовалось не более года — всё остальное время поглотили сопутствующие проблемы.

От Holy Records вы ушли только потому, что оговоренное в контракте время окончилось, так?

Да. И, должен сказать, нам всегда было хорошо под крышей Holy: наше многолетнее сотрудничество было приятным и плодотворным, а атмосфера общения — дружественной и непринуждённой. Однако контракт закончился, и после выхода Revolution DNA начали поступать предложения от более крупных и влиятельных компаний. На этот раз мы решили не торопиться и посвятить необходимое количество времени обсуждениям и дискуссиям, дабы вместе придти к максимально эффективному результату. Хороший контракт — это гарантия будущих успехов группы, посему такие вопросы не должны решаться слишком поспешно. И… в конце концов мы остановились на предложении Hammerheart Records. Да, должен признать, это была далеко не единственная серьёзно рассматриваемая нами компания, не самая, может быть, крупная — однако мы видели, что Hammerheart искренни в своих обещаниях, что они действительно будут делать для SEPTIC FLESH всё возможное. И мы им поверили. Hammerheart — лэйбл сравнительно молодой, однако быстро идущий в гору и уже заставляющий с собой считаться, это rising force метал-сцены. И… что ж, уже сейчас можно говорить о кое-каких результатах. Ни один из наших альбомов не получил такой промоции как Sumerian Daemons, и думается, мы сделали правильный шаг, правильный выбор.

Какие ещё выпускающие компании (я имею в виду: крупные) были заинтересованы в «подписании» SEPTIC FLESH?

Ну, например, мы вели длительные переговоры с EMI. Настолько длительные, что это отразилось на наших планах, заставив группу пропасть из поля зрения на несколько долгих лет. На связь с нами вышел менеджер греческого подразделения EMI, сказав, что ему понравилась наша музыка и что сейчас руководством компании серьёзно рассматривается наша кандидатура. Мы, конечно, были рады такому повороту событий, но… прошло некоторое время, и этот парень просто уволился с EMI, перейдя на другой интернациональный лэйбл. Все труды, все договоры, всё полетело прахом, не оставив ничего, кроме разочарования и сожалений о потраченном времени и пустых усилиях. А попытавшись выйти на связь с человеком, сменившем этого «беглеца», мы просто ещё раз убедились, сколь хрупки и ненадёжны могут быть отношения даже с такими, казалось бы, твёрдо стоящими на ногах, крупными конторами как EMI. Потому надо было найти партнёра, в котором мы могли бы быть уверенными, уверенными в том, что он выполнит все свои обещания. И мы его нашли.

Мне почему-то кажется, что EMI или ещё какой-то ненароком подвернувшийся мажор были бы серьёзно потрясены вашим новым саундом, столь заметно убруталившимся со времён Революции

Я тоже думаю, что они ожидали бы чего-то более лёгкого и «мягкого». Альбом Revolution DNA был для нас крайне полезным экспериментом, позволившим обогатить свой саунд новыми влияниями, исследовать прежде неизведанные земли и пространства. Он также позволил обратить на себя внимание не только метал-аудитории, но также, к примеру, и готик-фэнов, поклонников других музыкальных направлений. И после него, в будущем от нас ожидали чего-то подобного: полегчания, экспериментов со звуком, продолжения «революционной» линии, коммерциализации… но… нет! SEPTIC FLESH никогда не ставили во главу угла коммерческий успех, и даже несмотря на то, что Revolution DNA был мелодичным, он не создавался с целью «побольше продаться» или завоевать максимальное количество фэнов. Нам просто хотелось пойти тем путём — и мы пошли. Это был внутренний порыв, вдохновение, а не результат влияния внешних факторов… SEPTIC FLESH — группа, не боящаяся экспериментов, стремящаяся найти что-то своё в каждом из стилей экстремальной музыки. Мы ведь никогда не говорили, что играем блэк-метал или что-либо ещё, строго определённое и не оставляющее места для новшеств. Мы играем Музыку, созданную собственной фантазией, вот и всё. К примеру, на этот раз, на последнем альбоме мы стали гораздо брутальнее, чем раньше, и Sumerian Daemons полны по-настоящему мрачной и «тёмной» энергетики. Так оно тоже получилось само собой. Неисповедимы пути вдохновения…

Как насчёт вызова десятка-другого демонов в студию, дабы посодействовать процессу записи вашей музыки?

О, нам не нужна была посторонняя помощь! (смеётся) А если серьёзно, то я сразу хотел бы пояснить одну деталь, имеющую непосредственное отношение к нашему последнему альбому. Точнее, к его названию. Слово «демон» сейчас имеет ярко выраженную негативную коннотацию, оно воплощает Зло, стремящееся поработить человека — и, мне кажется, так произошло потому, что это понятие утратило свой первоначальный смысл. На самом деле «дэймон» (так оно должно произноситься) — это греческое слово, обозначающее «дух», «душа», имеющее своим источником эллинскую мифологию. Первоначально «дэймоны» — это невидимые существа, сопровождающие каждого человека, будь то мужчина или женщина, с целью охраны и сопровождения. Позже евреи переняли это понятие, приняв его в свою религию также в значении невидимого «духа»… Поэтому сейчас, видя обилие «злых демонов», видя, как изменилось первоначальное значение этого слова, я могу только смеяться…

Насколько мне известно, именно ты работаешь над «септической» лирикой, и потому не могу удержаться от вопроса касательно разнообразия источников её инспирации: несмотря на богатый образно-мифологический багаж своей родной страны, ты смело пускаешься в путешествия по Древней Шумерии, ещё куда-то…

Да, конечно. Я никогда не стремился завоевать лавры MANOWAR, всё время поющих об одном и том же… (смеётся)

Видишь ли ты какие-то точки пересечения древних верований разных стран?

Безусловно. Я серьёзно увлекаюсь изучением древних знаний, начиная от различных мифологических систем, исторических сведений и заканчивая углублением в тайны, связанные с рождением и развитием Человечества. Кроме богатейшего греческого наследия (перед которым я преклоняюсь), есть и иные, не менее интересные древние цивилизации — в том числе Шумерия, обладавшая своим особенным, неповторимым духом, не перестающим поражать и восхищать даже сейчас, спустя долгие и долгие столетия. Именно эта древнейшая цивилизация заложила основы сегодняшней науки, именно шумерский народ обладал самым высоким уровнем развития и культуры сравнительно с другими племенами той эпохи. Кроме того, огромное влияние на меня оказала египетская мифология…

…Возвращаясь же к альбому Sumerian Daemons, прежде всего я должен сказать, что, несмотря на кажущееся единство, это не концептуальный альбом, он не посвящён Шумерии как таковой. Безусловно, в нём присутствуют отдельные мифологические элементы (в том числе упоминания таких представителей шумерского пантеона как Мардук и Тиамат), однако в контексте, скорее, символическом, нежели реальном. То есть, эти имена есть ни что иное как символы, отражения тайных, скрытых смыслов — в действительности подразумевающие нечто совсем иное и… гораздо более близкое нашей с вами реальности.

Хорошо, попытаюсь догадаться… Что обозначает «Тиамат» в твоём понимании? Земля, основание всего сущего…?

С этим именем связано множество мифов и легенд. Например, в «Book Of Creation» оно рассматривалось в контексте космического генезиса (в том плане, что боги изначально были планетами). Однако если переходить на иной, более эзотерический уровень, необходимо помнить, что каждое из имён богов имеет свой собственный смысл. Слово «Тиамат» состоит из нескольких частей, и, «расшифровав» его, можно получить весьма любопытный результат. Если переводить это сочетание дословно, получается «то, что покрывает(ся)»… таков изначальный смысл имени богини. Образ её — дракон…

Или гигантская змея…

Или змея, совершенно верно. В данном контексте это одно и то же. Дракон всегда символизировал человеческую душу, это «эго», внутреннее «я» каждого человека. Таким образом, «тиамат» можно понимать как отражение внутреннего мира, скрытую часть каждого из нас.

Далее «Мардук». Победитель, прародитель нашей расы, могущественный маг и властитель, как его представляют тексты «Некрономикона»…

Верно, так его представляет «Некрономикон». Но я снова возвращаюсь к скрытым смыслам, и, говоря символически, «Мардук» есть ни что иное как воплощение СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Властитель мира. Властитель твоего собственного мира… Говоря проще, ты смотришь в зеркало и видишь знакомые черты, являющиеся атрибутами твоей Вселенной. ТЫ САМ — ЯДРО И ВЛАСТИТЕЛЬ СВОЕГО МИРА, и эта видимая, отражающаяся в зеркале сознательная/осознанная часть и есть «мардук». Самая родная и знакомая часть для каждого из нас. Но ведь за ней есть что-то ещё, неосязаемое, но ощутимое, скрытое, но при этом не менее влиятельное. Это тайная часть, говоря иначе, «тиамат».

Возвращаясь к множествам изучаемых тобою религиозно-мифологических систем… нет ли ощущения, что, приступая к новой, доселе неизведанной области, ты на самом деле пролистываешь уже знакомые страницы, просто написанные другим языком, используя другие имена, другие символы?… Как ты думаешь, можно ли создать одну религию вместо десятков существующих?

Не надо забывать, что все эти системы имеют единый корень, единое основание, давшее впоследствии десятки отростков, расслоившееся на несколько частей. Имена менялись, одни предания уступали место другим, однако общие элементы есть везде, и они моментально бросаются в глаза. Причём интересно заметить, что одни и те же вещи могут менять окраску, попадая под призму современных культур. Одни и те же элементы могут играть положительную роль в одной религии и отрицательную — в другой… Дуальность — вот проблема нашей цивилизации. Человек привык разделять вещи на Добро и Зло, зачастую не желая воспринимать всё остальное, находящееся между этими двумя полюсами и не желая понять простую мысль, что нет абсолютного Зла либо абсолютного Добра — есть только их СОЮЗ.

Как по-твоему, много ли среди использующих те же самые «шумерские» темы метал-коллективов тех, кто по-настоящему разбирается в данной области, а не просто хватает с поверхности идеи и имена, не потрудившись даже разобраться в их значениях?

Знаешь, я не судья. Меньше всего мне хотелось бы играть роль священника-евангелиста, берущего на себя смелость отличать правду от лжи, зёрна от плевел и истинность от поверхностности. Единственное, хотелось бы верить в то, что музыканты, записывая свои альбомы, не ограничиваются пустыми словами — вне зависимости от тематики своих произведений, говоря о Сатане, Мардуке, шумерских демонах или ком-то (чём-то) ещё. Определить степень их «истинности» на самом деле не так-то уж и сложно, как ты думаешь? К примеру, группа, серьёзно увлекающаяся оккультизмом, никогда не станет кричать об этом в своих текстах, не станет использовать слишком явной символики, всегда оставляя за собой атмосферу мрачной загадочности и недосказанности. Зачем это надо? Знающий поймёт. И посвящённый не станет кричать во весь голос. Если ты делаешь что-то слишком ЯВНО, ты не оккультист, и если каждый знает, о чём именно ты говоришь, что-то тут не так. (улыбается) Ну и потом, по текстам любой группы можно понять, читали ли её музыканты что-то помимо рассказов Лавкрафта и фэнтези-«ужастиков» других «страшных» авторов, либо все их «знания» черпаются исключительно из художественной литературы.

Меня особенно веселят метал-музыканты, вешающие на свои шеи оккультные знаки, которые изначально НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО ОБОЗРЕНИЯ, которые, скажем, теряют свою силу при солнечном свете либо должны храниться в тайне от окружающих. А они — нате вам, смотрите! Гляньте, каких мы блестящих фиговинок понавешали! Да ещё рядом с пентаком каким или традиционным крестом перевёрнутым… А сами бедные, и не знают, что всё это значит… и что зачастую их «фиговинки» вообще не имеют никакой ценности, кроме как в качестве свидетельства склонности к позёрству собственного владельца.

Совершенно верно. Но… что я тут могу сказать? Так всегда бывает: есть люди, которые делают что-то по убеждению, а есть те, кто тупо повторяет за ними. Пускай их фэны будут их же судьями…

Переходя от тем лирических к темам визуальным… принимал ли ты участие в разработке дизайна, фотосессии, артворка, присутствующих на диске Sumerian Daemons?

Спирос занимался этим. Именно он стоит за всеми визуальными аспектами группы, за всеми концепциями, дизайном и т.д. — поскольку по своей профессии Спирос художник, выпускник Университета Искусств… так что, сама понимаешь, мы просто не могли доверить оформительское дело никому другому. Он также принимал участие в разработке костюмов (точнее, их дизайна) для фотосессии — и только моя одежда не потребовала особых забот. Это, как легко заметить, есть ни что иное как облачение священника.

А жучок на фото… откуда?

Это не жучок, это таракан. Спирос убил его в студии. Молотком. (смеётся) Старался изо всех сил, дабы оставить на полу побольше брутальной грязи! А потом Джордж (безумный парень, точно тебе говорю!) положил эту штуковину себе в рот, делая вид, что собирается её съесть!!! (хохочет) После этого нам в голову пришла мысль о том, что неплохо бы это дело задокументировать, запечатлев его для потомков. Так что (не)счастливые обладатели оригинальной версии альбома найдут в буклете несколько будоражащих воображение фотографий… (смеётся) Вообще, надо сказать, обстановочка для Sumerian Daemons-фотосессии была ещё та: даже нам стало немного не по себе в комнате, переполненной копьями, окровавленными кусками человеческих тел, непонятными частями непонятных механизмов… там было, по меньшей мере, странно…

Интересно, как чувствовала себя девушка, принимавшая участие во всём этом фотографическом безобразии… и, кстати, кто это была такая — ваша вокалистка Наташа, т.е. Натали?

Нет, это была специально приглашённая модель. И, честно говоря, сильно сомневаюсь, что, собираясь на встречу с нами, она представляла себе, какого рода будут эти фотографии. (смеётся). Ей-то, конечно, сказали, что это будет «фотосессия для группы», но вот забыли сообщить, какой именно! До сих пор не могу забыть выражение лица этой девушки в тот момент, когда она увидела нас, наши открытые доброжелательные фэйсы! (смеётся) Потом последовала обстановочка, всякие загадочные символы, имена — в общем, думаю, этот вечер наша модель запомнила надолго! Но, как бы там ни было, она работала исключительно профессионально: с завидной выдержкой, невозмутимо и спокойно простояла обнажённой добрых два часа, пока братья-художники разрисовывали её тело, придавая ему вид трупа…

Возвращаясь к Натали… я слышала, у вас неоднократно возникали проблемы из-за того, что она соглашалась поучаствовать в записи дисков SEPTIC FLESH…

Да. Не сказал бы, что это большая проблема, однако мы действительно столкнулись с некоторыми юридическими сложностями. Дело в том, что Натали работает сольно, она успешная греческая певица, то есть имеет свой собственный контракт и т.д. Таким образом, мы не имеем права «безнаказанно» приглашать её на свои рекорд-сессии… и потому она редко упоминается в буклетах. Но… как бы там ни было, Натали никогда не считалась постоянным участником SEPTIC FLESH, она, скорее, сессионный музыкант — и… надо сказать, мы по-настоящему счастливы возможности использовать её чудесный голос и талант в своих работах. Она действительно великолепная певица.

Чувствуете ли вы себе частью сегодняшней греческой метал-сцены?

Да, безусловно. Нас всех связывают и объединяют годы преодолённых сложностей, всё, что было пройдено, сделано для того, чтобы остаться на плаву. Я говорю в основном про известные группы, такие как ROTTING CHRIST, HORRIFIED, VARATHRON, NECROMANTIA, NIGHTFALL… мне по-настоящему приятно видеть, что все эти люди до сих пор занимаются своим любимым делом, что все они до сих пор создают музыку.

Правда ли, что среди молодой эллинской метал-поросли много наци-групп?

Нет, я бы так не сказал. В нашей стране нет сильного, хорошо развитого наци-движения как во многих других государствах. Напротив, Греция — крайне «спокойный» район на мировой карте: она всегда отличалась сравнительно низким уровнем иммиграции, и потому расовые конфликты не мешают нашему мирному существованию. В Греции нет движения типа «остановите иммиграцию!» как во многих странах и, думаю, это довольно существенный показатель.

А что касается непосредственно метал-сцены… что ж, возможно, среди наших команд есть нацисты, однако меня это мало заботит. Есть они или нет, я не имею к этому никакого отношения — я всегда предпочитаю держаться вне толпы и вне массово-стадных движений любого типа… Я просто хочу заниматься музыкой, вот и всё.

Как насчёт CHAOSTAR? Этот проект ещё жив, ты в нём участвуешь?

Да, конечно. Я был и остаюсь «крёстным отцом» этой группы. Могу даже рассказать, как это было… Несколько лет назад появилась идея переименовать SEPTIC FLESH, надо было придумать новое имя, и вот… мне в голову пришло название CHAOSTAR. Так мы просуществовали некоторое время, однако фэны приняли подобное новшество в штыки, и «вывеска» SEPTIC FLESH вернулась на своё законное место. Осталась только песня «Сhaostar» и — сайд-проект участников коллектива под таким же названием. Эта группа основывается на атмосферной и классической музыке… а её лидером является Chris Antoniou (гитарист «септиков» — авт.), который сочиняет 100 процентов композиций, тексты, осуществляет руководство хорами и т.д. Остальные участники сего проекта выполняют только «инструментальную» функцию.

А… что, собственно, плохого в названии SEPTIC FLESH?

Я не говорю, что оно плохое, просто в какой-то момент оно перестало соответствовать музыке, которую мы делаем: ЗАРАЗНАЯ ПЛОТЬ прежде всего вызывает ассоциации с брутальными дэз-метал группами, более экстремальными, чем мы есть на самом деле. Наш материал более разнообразен, мелодичен, атмосферен, поэтому однажды захотелось найти иное, более адекватное название. Но не вышло…

Помнится, на одной из пиратских кассет вы были обозначены как «SEPTIC FLASH», что звучит довольно забавно…

Да, с пиратами вообще обхохочешься. Иногда, приезжая в новую страну (особенно восточноевропейскую, типа Чехии), видишь невообразимую кучу нелицензионной продукции… Или сталкиваешься с тем, что отдельные команды берут себе похожее название, рисуют похожий логотип и пользуются тем, что их альбомы покупаются фэнами как «неизданный SEPTIC FLESH», хаха! (смеётся)

Последние диски, которые произвели на тебе наибольшее впечатление…

Прежде всего я бы назвал Crucible Роба Хэлфорда — действительно, впечатляющий релиз, и… мне исключительно понравился саунд этого альбома. Впрочем, «джудасы» всегда были среди моих кумиров. Новый альбом CHRISTIAN DEATH Pornographic Messiah также очень хорош… в особенности своим именем, ха! Потом… новые работы BABYLON WHORES, BLACK LABEL SOCIETY и… номер пять… хммм… наверное, Nothing в исполнении MESSUGAH.

Понятно. Много ли времени ты проводишь в интернете, какие сайты представляют наибольший интерес?

Во-первых, интернет — это один из способов более интенсивного общения с фэнами со всего мира: он гораздо быстрее и надёжнее старой доброй «бумажной» почты. Помнится, в былые времена я относил на почту сотни писем — а уж сколько времени на них уходило… не сосчитать. И ещё почтовые тётеньки всегда с подозрением наблюдали за их отправкой: ну да, я не особо, конечно, красиво выглядел!… (смеётся) А ещё, вдобавок к своей страшной роже, постоянно писал письма во всякие колумбии и прочие отдалённые места, хахаха… Сейчас эта проблема исчезла: сидишь себе за компом, пишешь письма… много писем… куда угодно… и никто не боится! Не нужно никого пугать. Так что, как видишь, интернет — намного более простая и гуманная форма общения.
…Затем, это, конечно, возможность промоутировать группу в другом измерении: у тебя есть портал, свой сайт, своё «место жительства», которое открыто для посещения 24 часа в сутки. Теперь каждый желающий может в любое время заглянуть «в гости», оперативно узнать новости, почитать интервью, скачать музыку или посмотреть новые фотографии…

Да, кстати, ваш замечательный сайт, кроме своего дизайна, удивил ещё и возможностью скачать огромные фотки группы, с хорошим разрешением, да ещё в таком количестве… Вы, как я посмотрю, совсем не жадные, не то, что некоторые…

Да, мы всегда стремились предоставить своим поклонникам всё, что они хотят — и, к тому же, в нормальном виде, так, чтобы не было стыдно. SEPTIC FLESH — группа, которая во всём стремится к совершенству и, с одной стороны, это хорошо, но, с другой, хостинг у нас не безразмерный, да и сервер часто перегружается — особенно в те моменты, когда куча народу пытается одновременно качать один и тот же материал. Сайт в такие моменты иногда «нагибается», и потому приходится постоянно ходить и покупать себе новые и новые «метры»…

М-да… ну, а твои любимые места в и-нете? Где нравится «копаться»?

Прежде всего это порталы, связанные с мифологией, историей, а также лингвистические, посвящённые разным древним языкам. Недавно, кстати, я нашёл интересную страничку, содержащую буквы и словари старых языков… Потом, я всегда интересовался андерграундом, молодыми группами, не имеющими контракта, но, тем не менее, делающими классную музыку. Поэтому стараюсь отслеживать появление новых коллективов, узнавать о них побольше, а не ограничивать свои познания материалом, издающимся и активно промоутируемым разными рекорд-лэйблами. Ну и… в сферу моих «виртуальных» интересов также входят юмористические странички (умные), новинки видео-игр и апдэйты «железа» вместе с программным обеспечением.

Фанат по кампутерам, значит…?

Да, я обожаю играть с внутренностями своей машины!

Понятно. А как насчёт живых домашних обитателей — есть ли у тебя какие-то зверушки (комп не в счёт!)?

Да, у меня ещё есть шесть котов! Они постоянно носятся по дому… Приходя ко мне в гости и делая первый шаг, ты немедленно сталкиваешься с первым пушистым клубочком, затем на помощь первому бежит его дружок, потом дружок второго… и в результате, не успев переступить порог, ты уже стоишь, окружённый моими маленькими зверятами! (смеётся) Моё счастье, что живу я в частном доме в не самой населённой части города, благодаря чему у них всегда есть возможность побегать по двору — а то, честно говоря, не знаю, как бы я справлялся с такой оравой…

Теги:



Есть что сказать? Пишите!

Оставьте свой комментарий

антиспам-проверка (введите число) *

Читайте также:

Интервью со ZNICH. «Я поклоняюсь козе…»

(Алесь Таболич, опубликовано в журнале "Мetal Art", весна 2008, АС + голос из зала - Рома "Мэйден") Организовывать лихие интервью в заводной компании и за рюмкой "чая" - дело, с одной стороны,...

Close