Интервью: ПИКНИК. «Поединок с Бахусом закончился победой Бахуса»

(Эдмунд Шклярский, опубликовано в «Музыкальной газете», лето 2002)

Не далее, чем в марте этого года одна из самых интеллектуальных и «интеллигентно-заумных» российских групп, питерцы ПИКНИК выпустили свой очередной альбом Чужой. К большому сожалению, вашей (не)покорной слуге покамест не удалось ознакомиться с этим творением, поэтому приходится сообщать более-менее официальную информацию: в состав диска вошли десять песен, из которых половина — полностью новые. Остальные вещи сочинялись/записывались в разное время и по разным причинам не попали в предыдущие альбомы группы… что, вероятно, должно особенным образом порадовать преданных фэнов и коллекционеров ПИКНИКa. Как сообщает пресс-релиз, «»Лихорадка» наверняка многим знакома. Эта песня появилась на свет в 1997 году одновременно с «Шарманкой» и исполнялась на некоторых концертах. «Герой» входил в магнитоальбом Иероглиф, и не попал на винил по причине нехватки свободного места. «Осень» записывалась в 1984 году одновременно с «Великаном». «Великий Бог-Рубль» и «Apocalypse» были сочинены в конце 70-х, одновременно с легендарным треком «Ночь».»
..А на наши вопросы любезно согласился ответить неизменный лидер коллектива (гитара, вокал, автор музыки и текстов) Эдмунд Шклярский.

Пикник Насколько мне известно, Вы только что вернулись из тура по российским городам и весям. Каковы впечатления (пока они свежи в памяти)? Как принимается новая работа?

Мы вернулись из тура по российско-украинским городам. Из Владивостока доехали до Днепропетровска и оттуда отправились в родной город Питер. С удовольствием, может быть, посетили бы и «веси», но в «весях» пока еще недостаточно аппаратуры, которая может озвучить песни, в том числе и наши. Впечатления… Это не первые наши гастроли, первые начались лет 20 назад, поэтому ничего необычно свежего на этот раз замечено не было. А новые работы… Мы никогда не посвящали концертную программу целиком новой пластинке. Всегда это было какое-то переплетение, чтобы не ошарашивать слушателя, который пришел на концерт в первый раз.

Вообще, интересно, как выглядит на сегодняшний день основной «пикниковский» континент? Ощущаете ли вы себя востребованной группой, по-настоящему живой субстанцией — или уже больше полуокаменевшей Легендой?

Не бывает «легенды» или «звезды» местного розлива. Если «легенда», то она должна быть, на худой конец, планетарного масштаба — «битлы», «роллинги» и еще десяток исполнителей, но не более того. До тех пор пока народ приходит в залы — есть востребованность. Если не приходит — нет востребованности — нет концертов. Это математика. А как выглядит контингент… Что ж, я возвращаюсь к тому, что гастроли начались не в этом году — потому мы смогли пронаблюдать определенную эволюцию. Какая-то часть, кто нас слушал, — продолжает нас слушать, какая-то часть перестает слушать потому, что появляются другие интересы. Кого-то вообще музыка перестает интересовать, кто-то начинает слушать другую музыку. И третья составляющая часть нашей аудитории — это те, кто услышал нас… ну, не исключено, что даже несколько дней назад. У одних багаж прослушивания нашей музыки три месяца, у других — год. Что будет с этим контингентом, покажет время. Одни останутся с нами, другие отойдут. Такое плавное перетекание.

Не помню, кто из философствующих музыкантов первым вывел эту формулу — однако в том или ином виде она часто мелькает в ответах и размышлениях самых разных людей. В общем… говоря кратко, смысл творчества в том, чтобы всегда быть «здесь и сейчас», воплощать нынешний момент, творить вовремя. Чувствуете ли Вы что-то в этой связи — всегда ли присутствует это чувство своевременности?

Жанр, в котором мы играем, не спрашивает — чувствуем мы или не чувствуем. Это живопись можно отложить на 500 лет, как Босха, например, и через 500 лет она неожиданно всплывет и народу покажется: вот оно, то, чего не хватало! Наша музыка связана со временем и необходимостью говорить теми словами, которые понятны сейчас. Хотя… такой задачи — «здесь и сейчас», петь на злобу дня — не было и нет. (Можно это считать ответом на мой вопрос? — авт.)

Ваше мнение о так называемом «русском роке»: есть ли для него место в нынешней музыке? Не исчерпала ли себя еще эта идея?

Русский рок отличается от такого понятия как просто «рок» только тем, что он поется на русском языке и служит для внутреннего пользования. На этот вопрос дает ответ только время — когда идея себя исчерпает, это будет видно.

Какие жизненные/общественные явления (я имею в виду, непосредственно Вашу жизнь, не абстрактно), доставляют Вам наиболее неприятные ощущения?

Непосредственные жизненные явления, которые меня раздражают больше всего, — жаркое лето в городе и полеты на самолете.
Общественные события, которые доставляют наиболее неприятные ощущения, — те кризисные ямы, в которые ввергалась вся страна.

В целом, довольны ли Вы своей жизнью, считаете ли себя счастливым человеком?

Мне кажется, что человек, считающий себя полностью счастливым или несчастным, является потенциальным клиентом, скажем, лечебницы. Что такое счастье — я, честно говоря, для себя не могу определить.

Ваше отношение к людям — в целом. Не к родным и друзьям, а так… в транспорте, ежедневной грязной суматохе… какие чувства возникают чаще всего? Бывает ли так, что Вы ненавидите окружающих?

Наша жизнь, в общем-то, ограничена очень узким кругом общения. А узкий круг, в котором мы крутимся, не подразумевает таких чувств как раздражение либо негативные отношения, иначе существовать в нем было бы совершенно невозможно.

Насколько биографична лирика «Родом Ниоткуда» (песни «Родом Ниоткуда», не альбома)?

Личных/биографичных песен для меня нет ни одной. Они не посвящены моей личной биографии. Песни скорее направлены на изучение внутреннего мира человека, который, если брать пересечение с «родом ниоткуда», — человек без рода и племени, попавший в этот мир и впервые делающий свой шаг. Шаг неизвестно, в какую сторону, шаг неизвестно, зачем…

Интересны ли Вам чужие интерпретации смысла Ваших — непременно загадочных, с изюминкой недосказанности — песен? Есть люди, которые во всем ищут шифрованные тайные смыслы и подтексты, — даже там, где их нет…

Чужие интерпретации смысла, конечно, интересны, потому что мы предлагаем направление, в котором человек, если он слушает песню, может подумать. И куда заведут его личные фантазии — это действительно очень интересно.

Бывает ли так, что Вы рисуете образы ради образов, безо всяких скрытых умыслов и значений?

Да, иногда бывает игра словами без глубинных проникновений во что бы то ни было. Многие поэты 20-х годов этим грешили, и я думаю, что ничего страшного в этом нет.

Группа всегда ассоциировалась с некой утонченностью, интеллигентностью, плавно преходящей в эстетство… Вас трудно представить в каком-то ином образе. А не было ли желания как-то… вырваться из этих аристократичных рамок, что ли… сотворить что-то этакое, напрочь нехарактерное (ну, скажем, побаловаться эксгибиционизмом во время выступления, или — банально — набить рожу какому-нибудь имбецилу?)

Побаловаться эксгибиционизмом во время выступления — святое дело. Но дело в том, что есть естественное состояние человека и есть неестественное. Наверное, трудно общаться с человеком, который ведет себя неестественно. Скорее, возникает желание убежать или, по крайней мере, спрятаться от него. Поэтому на сцене мы ведем себя максимально естественно и, в общем-то… никто не ждет от боксера, что он будет прыгать на перекладине.

Какими иностранными языками Вы владеете (кроме польского)?

К сожалению, кроме польского и русского никакими языками не владею.

Известно (и заметно) Ваше увлечение культурным наследием самых разных стран… Были ли какие-то «открытия», ранее неизвестные факты, которые Вас по-настоящему удивили, поразили?

Увлечение культурным наследием, если брать какие-то египетские мотивы, начинается и тут же заканчивается на уровне каких то визуальных образов. Поэтому… говорить о каком-то углубленном исследовании чего бы там ни было не приходится. Скорее, это соприкосновение по касательной.

Страны и места, где Вы мечтаете побывать…

С концертами я бы с удовольствием побывал в любом месте, а туристом — не хочется никуда.

Ваш любимый… цвет?

Самое пошлое, что я мог бы сказать, — «фиолетово-черный». Если имеется в виду одежда — то черный, так как не исключено, что в черном дремлют все остальные цвета.

Кроме культурного многообразия, в творчестве ПИКНИКa явно прослеживается страсть к мистике, вампиризму, оккультной символике. Насколько глубоко Вы изучали эти вещи? Случалось ли становится свидетелем «активности» параллельных миров? И вообще… справедлив ли вывод, что Темная сторона для Вас более привлекательна, нежели Светлая?

Как и культурное наследие, вампиризм — на уровне увиденных фильмов и прочитанных книг. Глубоко я, к счастью, не изучал подобное. И свидетелем активности параллельных миров, к счастью, тоже не был. Только однажды 13-го числа в Омске на концерте погас свет, и мы, собрав свои концертные принадлежности, уехали на поезде. А насчет Темной или Светлой стороны — может быть, Темная сторона действительно более привлекательна… на свету некоторые вещи пропадают, растворяются.

В одном из интервью вычитала об увлечении Ницше. «Зарастустра» — это, конечно, понятно… А вот интересно знать Ваше мнение об «Антихристианине» (если приходилось читать)…

Это произведение пытался читать, но, честно говоря, всякие религиозные… хммм… литература подобного плана… я не люблю читать книги, где идет восхваление или, наоборот, уничижение чего-то. Это мне неприятно.

БГ когда-то спел замечательную штуку: «…И мне кажется, нет никаких оснований гордиться своей судьбой — но если б я мог выбирать себя, то снова бы стал собой…» А вот интересно: представься Вам возможность вернуться назад и все (или что-то) изменить, как бы Вы поступили?

Наверно, возможность что-либо изменить была бы, останься какая-то память, но поскольку я думаю, что при возвращении память пропадает с тем же успехом, как и обратное путешествие во времени, то, думаю, изменилось бы мало что.

Поговорим об источниках вдохновения…
Женщины?..

Женщина — источник, из которого, для которого и ради которого все и происходит, так или иначе.

Наркотические вещества? Алкоголь?..

Наркотические вещества — Бог миловал. Алкоголь… С алкоголем была дружба до определенного момента, пока алкоголь не стал брать верх. Поединок с Бахусом закончился победой Бахуса. И поэтому сейчас я лично, с великим сожалением, алкоголь не принимаю.

Поэзия?..

Если говорить о моих песнях и поэзии — могу сказать, что ни один поэт на них не повлиял. Повлияло все что угодно — живопись сюрреал, Лао-Цзы, проза Кортасара и разных еще товарищей… Гоголь, Эдгар По, Кобо Абэ, Юджин О’Нейл.

Музыка?..

Хронологически:
1 — THE BEATLES, ANIMALS, ROLLING STONES
2 — CREAM, JIMI HENDRIX, JEFFERSON AIRPLANE, JETHRO TULL, PROCOL HARUM
3 — LED ZEPPELIN, EMERSON L.P., ALICE COOPER, CZESLAW NIEMEN
Естественно, были услышаны и оценены многие другие, но эти повлияли более всего.

Насколько серьезно ваше увлечение рисованием? И кто интересуется Вашими картинами — по большей части, фэны ПИКНИКa или, может, люди, никогда не слышавшие этой музыки, но пришедшие к Вам как оригинальному автору?

Прийти ко мне как к оригинальному автору невозможно, хотя бы потому, что я (смеется) не приглашаю к себе в дом смотреть картины. Какая-то часть из нарисованного существует на нашей странице в Интернете. Серьезных же планов засветить себя как еще одного художника пока что нет. …А насколько серьезно — серьезно так же, как и другое увлечение, музыка.

Теги:



Есть что сказать? Пишите!

Оставьте свой комментарий

антиспам-проверка (введите число) *

Интервью: ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА. «Жизнь в метафорическом смысле напоминает мне зубную боль»

(Эдуард Нестеренко, опубликовано в "Музыкальной газете", лето 2002) Уже известно, что одна из самых интересных питерских групп, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, в ближайшее время намеревается заглянуть с концертами в Киев... поэтому (да не только...

Close