CEMETARY интервью. «В 17 лет я получил первый контракт и в ту же секунду бросил школу»

(Matthias Lodmalm, опубликовано в «Музыкальном журнале», весна 2002)

Готовясь презентовать долгожданный doom-special, мы решили сделать особенное, портретного характера интервью с одним из наиболее легендарных людей данного стиля, Личностью, внесшей неоценимый вклад в развитие и продвижение дума… Вот только кого бы это выбрать?

Не очень долго думая, мы остановились на персоне Маттиаса Лодмальма, великой творчески-движущей силы великого CEMETARY, замечательного SUNDOWN, а также массы других в разной степени экспериментальных (и в разной степени металлизированных) проджектов — плюс, ко всему прочему, продюсера, звукорежиссёра, владельца лэйбла Kontra… и просто очень интересного человека. Маттиас быстро откликнулся на запрос… затем долго думал… а затем написал, что это было самое персональное интервью в его жизни. И что он не хотел спешить, отвечать на вопросы второпях — так они, по его словам, «заслуживали большего». Что ж… приятно… ибо мы на самом деле постарались.

Sundown Cemetary Часть I, личноcтно-биографическая

Поскольку в пределах данного интервью я задалась целью нарисовать твой максимально соответствующий действительности портрет, начнём мы с самых истоков, с детских воспоминаний. Расскажи о своём детстве: наиболее яркие впечатления того периода, наиболее важные события?

Не могу сказать, что это был особенно счастливый период: моё детство сильно «покомкалось» разными переездами, разводами и прочими гадостями… поэтому большую часть времени я проводил наедине с самим собой, со своими мечтами, в которых видел единственный выход… На них-то, собственно, и вырос.
Сейчас, оглядываясь на много лет назад, вижу во всём этом сумбуре как положительные (в плане воспитательном), так и совершенно неприятные моменты. Вынужденный передвигать свои манатки с одного места на другое, ещё более херовое, чем предыдущее, я насмотрелся много дерьма — и, конечно же, получил свою долю этого «удовольствия». Натерпелся за всё, в чём был и в чём не был виноват: за то, что позволял себе быть не таким, как все, за то, что был «чужаком», приехавшим из большого, далёкого города.
Тем не менее, скопившийся негатив имел и свои достоинства: я не вырос сопляком, не сдался и время от времени показывал разным ублюдкам, насколько они ошибаются в некоторых жизненных вопросах. …А, может, просто устал от перманетного одиночества и вышел на стезю общения — пускай и путём выбивания чьих-то мозгов. Нет… ты не думай, что я не умел по-другому: всегда умел, но есть люди, которые этого так и не поняли… и не оценили.

Среди того, что считаю важным для своего будущего развития, могу назвать факт, что родители с самого раннего возраста приучали меня к искусству, музыке и книгам. Мама даже проводила специальные тесты, пытаясь определить, насколько хорошо я усвоил ту или иную премудрость. На десятый или одиннадцатый день рождения мне подарили роман «Над пропастью во ржи», с пометками и галочками, проставленными мамой, готовившей меня к очередному серьёзному анкетированию, — как по смысловому, так и по языковому содержанию книги. Она меня учила задавать самому себе вопросы, спрашивать: «почему так, а не иначе?» — и делать свои выводы, анализировать прочитанный материал.

Ко всему прочему, у меня была возможность побывать на всех рок- и метал-шоу, проходивших в 80-х годах в Гетеборге: несмотря на то, что я был совсем малышом, мне позволялось болтаться вместе со старшими мальчиками и ходить с ними на любые концерты.

Ты был единственным ребёнком в семье? Вообще — продолжая разговор о родителях — чем они занимались «по жизни»? Что можешь сказать о ваших взаимоотношениях?

Мы никогда не были особенно близки, я редко общался с домашними — и редко общаюсь с ними сейчас. Разве что с мамой стало немного полегче… но в целом ситуация не очень-то. Кроме «стариков», у меня есть полубрат, общаюсь с которым только в случае крайней необходимости, если совсем уж припирает и дело идёт о вопросах жизни и смерти…

Отец… о нём я могу написать целую книгу: он сам себе роман и повесть… Мы уже давно не разговариваем. Он никогда не уделял нам большого внимания, потому за своё безразличие угрызений совести я не чувствую. Сам виноват…

Как и было сказано, мои юношеские годы прошли в одиночестве, в мечтах о лучшей жизни и заоблачных фантазиях. Оно было куда лучше, чем с детства впрягаться в упряжку житейской тягомотины.

Ты говорил, что, несмотря на не самые простые семейные обстоятельства, родители чуть ли не с пелёнок посвящали тебя в тайны искусства, литературы и музыки. Что это было: классика или, может, рок-мьюзик, метал?

Всего понемногу, от классики до хеви-метала. Отец был неплохим гитаристом (мы с ним даже записали демо-ленту, когда мне было три или четыре года!), а мама слушала всё подряд, от Моцарта до BLACK SABBATH. Премного благодарен им за просвещение и посвящение…

Помнишь свои первые музыкальные впечатления?

Конечно! Помню, как сошёл с ума, прикоснувшись к священной коллекции записей моего брата. Этот день навсегда врезался в память, тем более, что он стал лишь началом этого бесконечного погружения, вглубь и вширь одновременно. Выбор у него был потрясающий: от военных маршей до KISS, американского всплеска рок-музыки, QUEEN, Herbie Hancock, CREEDENCE, KRAFTWERK… и ещё много-много разного. За всё это (и не только это: кроме музыкальных залежей у него были комиксы, книги, скейтборды) я буквально боготворил брата, возносил его до небес. Потом мы поссорились, навсегда, — мне тогда было шесть или семь лет — и я стал собирать собственную фонотеку. Очень упрямо и серьёзно.

А как насчёт первого метал-сейшна?

Это были, конечно же, KISS! Я влюбился в их музыку с первой же ноты, и — по совершенно неслучайному совпадению — их концерт оказался первым в моей жизни. 1983-й год, мне девять лет. Впечатления, что и говорить, незабываемые!

Представляю! Теперь, пожалуй, немного отвлечёмся от звуковых вопросов, поговорим о тебе. Например, о школе. С чем ассоциируются школьные годы, каким ты был учеником?

Тут у нас было полное взаимопонимание: я ненавидел школу, а школа ненавидела меня. Хотя… по некоторым предметам дела шли достаточно неплохо, в том числе (не без помощи мамы, sure!) филология, литература и лингвистика. Я так хорошо поднаторел в языке, что, бывало, исправлял своих учителей, ха! Им это, что и говорить, не особенно нравилось — и потому (ну, не только потому…) я приобрёл ореол «неправильного», странного ребёнка. Ко всему прочему, всегда задавал слишком много «странных» вопросов — на которые невозможно было получить ответ, и которые в конечном итоге убили мою веру в школьную систему… Раздражали многие вещи, бесил сам подход: стой в строю, не выделяйся, не светись, не думай и не спрашивай лишнего — всё это сильно напоминает сказку про узурпатора Санта Клауса, который претендует на абсолютный контроль над распределением новогодних подарков… В общем, учился я избирательно: занимался тем, что нравилось, и забивал на то, что находил бесполезным.

Как насчёт друзей? Много ли их было — тогда и сейчас?

Нет, не много. Так повелось с самого детства, и, думаю, всё из-за моей неспособности вливаться в коллектив, становиться частью массы и делать то, что делают все. Мои соратники любили футбол, а я — нет… и все попытки побороть внутреннее чувство сопротивления успехом не увенчались. К счастью, в конце концов удалось-таки отыскать единомышленника, человека, который разделял мои интересы, — и мы нашли массу способов повеселиться. Впрочем… нет, не подумай, я никогда не был изолированным от общества «степным волком», одиночкой — вокруг всегда тусовалось много людей, и скучать не приходилось… Просто наши интересы не совпадали. Мне нравилось играть музыку, читать книги и комиксы — и, в отличие от сверстников, эти занятия казались куда интереснее, чем тупое перекатывание мячика по полю.

Часто ли тебе приходилось (приходится) испытывать чувство разочарования: в друзьях, в любимых людях?

Конечно, очень часто. Тяжело пересчитать все случаи — и когда меня разочаровывали, и когда я сам разочаровывал кого-то. От этого никуда не деться… Причём… в моём случае чаще всего это были именно женщины, друзья гораздо реже. Стыдно и горько вспоминать некоторые случаи… хотя, в принципе, у меня есть дурацкое качество принимать всю ответственность на себя. Может, пора б уже перестать терзаться?! Не знаю…

Вопрос из наших прошлых «бонусов». Снова о юном возрасте… Не мучил ли ты тогда животных и прочих мелких тварей? Дети… они, как известно, необычайно жестоки…

Я тоже бывал жесток — но только не по отношению к животным, а по отношению к людям, которые их мучили. Я с детства обожаю зверушек: их у меня всегда была целая орава. И… мне кажется, те, кто пытается самоутвердиться, мучая слабейших, — это самые низкие твари, что вообще имеют несчастье коптить земной воздух. Я их презираю.

Как с годами изменились твои предпочтения в плане одежды, внешнего вида?

Прикольный вопрос — который мне задают впервые!!!
Хотелось бы верить, что с годами я начал лучше разбираться в одежде, выглядеть более стильно и соответственно своему внутреннему образу. Хотелось бы верить! Однако, подозреваю, что до сих пор остаюсь тем же беспутным городским расп…яем, которым стал ещё в начале 90-х. Где-то в 92-м, правда, случался «переклин» в дэз-метал, но потом всё постепенно вернулось на круги своя. Интересное, кстати, дело! Фэны и журналисты, кто видит меня впервые, обычно оказываются несколько шокированы, потому что я выгляжу совсем не так, как они предполагали! (Кстати, да! Выискивая по и-нету фотки Маттиаса, я ожидала увидеть серьёзного, взрослого, солидно-мрачного дядьку — и была в совершенном шоке, наткнувшись на изображения пацанчика а-ля ТАНЦЫ МИНУС… — АС)

Расскажи о полученном образовании, о работах, которыми пришлось заниматься…

В 17 лет я получил первый контракт и в ту же секунду бросил школу. Официальное образование завершилось… на время. Настоящей, регулярной работы тоже никогда не было — хотя доводилось проводить дни своей жизни, стоя за прилавком магазина смешных вещей, приходилось отрабатывать трудовые будни на благо родной армии (чтоб не идти служить… к счастью, выпутаться из этого удалось достаточно быстро!).

Остальная моя работа целиком сводится к музыке: запись, продюсирование, звукорежиссура, техническая поддержка и всё такое… Денег на этом особенно не заработаешь, зато приобретается совершенно бесценный опыт.

…Кстати, сейчас я снова возвращаюсь к учёбе: тружусь над получением квалификации по медиа-технологии…

Тексты песен, интервью и разного рода автобиографические заметки демонстрируют твои совершенно нехилые познания в области английского языка. Где ты выучился так правильно, поэтично, и, главное, красиво говорить?

Я с самого детства много читал, в том числе и оригинальную английскую литературу. Много музыки слушал — всегда стараясь перевести слова и понять, о чём та или иная вещь, вникнуть в способ её построения. Ну и мамина наука, конечно…

Твои лучшие и, напротив, худшие черты?

Сложно ответить — во-первых, потому, что нелегко оценить себя объективно (это куда лучше удаётся друзьям и знакомым!) и, во-вторых, потому, что лучшие качества часто играют роль худших, и наоборот. Всё зависит от ситуации.

Любимый способ времяпрепровождения? На что тратятся свободные минутки?

Выпадают они, что и говорить, очень редко — и по большей части расходуются на мои основные, музыкального характера, занятия. Иногда — на друзей, девчонок, книги, приобретение пластинок и всё такое в том же духе.

Без лишнего пафоса могу сказать, что музыка, которую я делаю, — это моя жизнь, это воплощение моей личности как она есть. Хотя сам смеюсь над такими заявлениями, хех… Выходя из себя самого, отрешаясь от своего «эго», я могу расслабиться в компании друзей, поболтаться по городу, покурить травы, попить кофейку и потрепаться на всякие бредовые темы. Такое вот ненапряжное хобби… лентяй я, правда?!

Где-то вычитала, что ты большой фанат по кинофильмам. Ну-ка, похвастайся своей коллекцией… !

Да нечем тут особенно хвастаться — не настолько уж она большая, как об этом говорят. И совсем уж нечем гордиться, сравнивая свой коллекшн с достижениями некоторых друзей, чьи «собрания сочинений» зачастую превышают несколько тысяч. Я-то сейчас вообще больше специализируюсь по DVD, и больше всего радуюсь тому, что могу достать всё, что мне вздумается, любой фильм, который только «зацепит». А коллекционирую книги. Их у меня намного больше, чем видеокассет…

Много ли стран тебе удалось увидеть во время туров и (или) прочих путешествий? Существуют ли места, где ты по-настоящему МЕЧТАЕШЬ побывать?

Побывать мне уже удалось много где — однако не могу сказать, что я по-настоящему видел мир. Впечатления от новой страны, как правило, укладываются в образы занюханных клубов и переполненных стоянок для машин. Ну, ещё замечательные люди — это, безусловно, самое приятное.
А мечтаю… мечтаю когда-то съездить в Японию. Ты представляешь, у них тоже есть Диснейленд!!! :)

Имеется ли у тебя собственная семья?

Нет.

Есть ли в твоей нынешней жизни вещи, которые НЕНАВИДИШЬ?

Да, меня страшно угнетает факт быстротечности времени. А также то, что, не без моих усилий, оно уходит всё быстрее и быстрее…

Извечный вопрос о цели нашей бренной жизни… нашёл ли ты уже на него ответ? Что вообще может означать эта «цель»?

Делать то, к чему лежит твоя душа, что ты ЧУВСТВУЕШЬ, что должен делать. Можно назвать это призванием, что ли…

Мною движет магическое чувство созидания и проникновения в новые, доселе неизведанные области. Ради этого и живу — хотя ещё очень хотелось бы найти свою настоящую, единственную любовь. …Правда… с последним, думается, будет напряжёнка…

Отношение к религии? Как ты думаешь, любит нас всемогущий Beast Divine или, скорее, ненавидит? Чувствуешь ли лично ты что-либо в этой связи?

Я не верю в бога так, как его малюют религиозники — и, более того, не считаю пассивное почитание благим для человека делом. Это слишком слабая позиция, она даёт много власти совершенно «левым» людям. Я держусь такого принципа: будь собой, будь сильным и умей отстоять собственное мнение.

Твои представления о Смерти? Ждёт ли нас что-то за этим порогом? Боишься ли ты умереть?

Я совершенно не хочу умирать, так как Смерть означает конец всему, что я знаю и что я имею. Будет ли что-то потом? Сомневаюсь… Хотя тут, конечно, сложно быть слишком уверенным. Посмотрим, когда наступит наше время — и я буду только рад, оказавшись неправ. Но пока… лучше и превыше всего… Жизнь.

Какие мысли посещают, когда ты видишь похоронную процессию?
(чисто думовый вопрос… — АС)

Я редко становлюсь свидетелем подобных «мероприятий» и не могу сказать, что чувствую при этом что-то особенное. На похоронах бывать приходилось, но я терпеть не могу эти церемонии, потому что там непременно присутствует какой-то мудозвон священник и трындит так, что мне хочется его больно ударить. Нет ничего хуже, чем видеть, как умирает человек, которого ты любил, — и слушать при этом дурацкий религиозный бред. В такие моменты я просто схожу с ума от злости, вплоть до того, что хочу лечь в соседнюю могилу и не слышать, НИКОГДА больше не слышать эту гадость!!!

Sundown Cemetary Часть II, музыкальная… в большей или меньшей степени…

Для начала небольшой интродакшн в творчество маэстро, несколько слов о его основных группах и проектов.

CEMETARY
Статус: бездействующий
Первая (стартовавшая в 1989 году) и наиболее известная банда Лодмальма. За годы существования и сотрудничества с Black Mark Production выпустила пять альбомов и «зе бест ов», затем, в 1997-ом, после не самого удачного диска Last Confessions официально развалилась, чтобы птицей Фениксом возродиться в виде SUNDOWN и — сейчас — CEMETARY 1213.

CEMETARY 1213
Статус: вполне живой
Новая и более брутально-мрачная реинкарнация CEMETARY. Название группы — непосредственная ссылочка на песню из Last Confessions «1213 — Trancegalactica», что можно интерперетировать как замороченное продолжение «кладбищенского» дела… Дебютный полноформатник, The Beast Divine, был выпущен весной 2000 на SUNDOWN’овском лейбле Century Media, который в очередной раз запорол промо-кампанию и, безумно разочаровав музыкантов, вынудил их разорвать контракт. Так до сих пор и болтаются… отклоняют всякие сомнительные предложения и вывешивают свои новые песни в Интернете. Хотя кто-то что-то говорит про запланированный новый альбомище…

COMA LEGION
Статус: действующий
Один из проектов участников CEMETARY 1213 и SUNDOWN. Лодмальм им больше не занимается.

RAVENSCAR
Статус: замороженный
Объявленная, разрекламированная, но, кажется, так ничем и не отметившаяся коллаборация Маттиаса с вокалистом LAKE OF TEARS Дэниелом Бреннаром.

SPEKTRA
Статус: активный
Электронный проджект Лодмальма, в данный момент готовящийся к выпуску дебютного релиза. Настоящий расслабон после тяжёлого стаффа: ни гитар, ни живых драмсов, ни агрессивного рёва… просто наложенный на заводную мелодию шёпот…

TWIN REACTOR
Статус: активный (?)
Какой-то полумифический бэнд, про который неизвестно ничего, кроме как что это drum’n’ bass.

SUNDOWN
Статус: убитый
Группа, состоявшаяся в качестве творческого союза Лодмальма с Джонни Хагелем (TIAMAT), выпустившая два отличных альбома (Design 19 и Glimmer), после чего расколовшаяся на куски, к сожалению огромного количества фэнов и — увы! — не без помощи Century Media.

На скольких инструментах умеешь играть? Какой из них тебе ближе всего?

Честно говоря, никогда не задумывался, на чём я умею и на чём не умею играть. Обычно хватаю то, что первым попадает под руку, — в зависимости от требований той или иной песни. Разве что с духовыми пока как-то не очень…

А с чего начал?

С гитары. Всё началось с того, что мне, ещё совсем малявке, подарили гитару — так оно дальше и поехало… Сейчас я, правда, больше по компьютерным делам. В них настоящее море возможностей.

Честно говоря, заблудилась в лабиринте твоих многочисленных проектов… Чему уделяешь наибольшее внимание сегодня, над чем работаешь?

Главные «дитятки» на сегодняшний момент — это лэйбл и SPEKTRA, хотя DOMAIN и LOWRIDER тоже безумно интересны (первый раз о таких слышу! — АС). Пойми, речь тут не о названиях, а о настроении, звуке, отношении. Kontra — это новая, любопытная в плане экспериментаторства область, и пока что она занимает меня больше всего.

Что обозначает комбинация 1213?

Это — вымышленный генетический код.

Альбом, работа, являющаяся твой главной гордостью? И, напротив, запись, о которой ты жалеешь, которую, будь такая возможность, просто вычеркнул бы из списка своих дискографий?

Если честно, то мне не нравится Design 19 (SUNDOWN — авт.), потому что он получился каким-то бесхребетным, безыдейным и… бестолковым. Лэйбл испортил все благие начинания: эти ребята потребовали супер-быстрый, буквально трёхнедельный альбом, потому что им не терпелось запихнуть нас в свой ближайший тур. В результате осталось чувство какой-то «недоделанности», что ли… Из серии, как ты говоришь, гордости, могу назвать Glimmer (SUNDOWN — авт.), The Beast Divine (CEMETARY1213 — авт.) и Black Vanity (CEMETARY — авт.)

За все годы активной музыкальной деятельности тебе пришлось не только поучаствовать в большом количестве разнообразных коллективов, но и посотрудничать с самыми разными лэйблами (в том числе Black Mark и Century Media). Что можешь сказать о своих впечатлениях? Были ли моменты по-настоящему плодотворной и взаимоприятной работы — и с кем?

Я бы очень не хотел вдаваться в подробности этих дел — хотя бы потому, что не могу похвалить ни одну из этих контор. Напротив, большинство неприятностей, с которыми мне приходилось сталкиваться, происходило именно с подачи лэйблов. Ничего хорошего там не было, нигде… сплошные разочарования и… боль.

Хорошо, поговорим тогда на менее болезненную тему, о текстах песен. Мир твоей лирики всегда был в большей или меньшей степени выдуманным, фантазийным. Какие темы доставляют тебе самое большое удовольствие? И были ли среди них по-настоящему личные вещи?

Лирика — это фантастическое отражение моего видения окружающего мира, как бы кривое зеркало действительности — иногда доходящее до крайней точки «выдуманности», но, тем не менее, всегда имеющее отношение к «здесь и сейчас». И песни, конечно, всегда очень личные — так как пишу я о том, что происходит в моей душе, в моём сердце, безо всяких рамок или попыток цензурирования. А если уж говорить о наиболее реалистичных и близких вещах — то, думаю, на первом месте будет Glimmer. Там на самом деле очень мало сказочного.

Пять пластинок, которые, по твоему мнению, сформировали дум-метал в том виде, в котором мы его имеем на сегодняшний день…?

1. BLACK SABBATH Masters Of Reality
2. BLACK SABBATH Black Sabbath
3. BLACK SABBATH
Sabotage
4. MONSTER MAGNET Spine Of God
5. MONSTER MAGNET Superjudge

Существуют ли какие-либо записи RAVENSCAR? Собираетесь ли вы с мистером Бреннаром сотрудничать в будущем? Вообще… хотелось бы знать твоё мнение о «лэйках» и о Дэниеле как человеке: он правда ужасный пьяница, как то утверждают некоторые злые языки?

Мы с Дэниелом дружим уже много лет — не только на почве музыки, а вообще… очень давно общаемся. Конечно, в воздухе всегда витала идея каких-то совместных записей (в том числе и в рамках RAVENSCAR) — однако реализовать её до сих пор как-то не получалось. Но что-то обязательно будет! В будущем! Что касается каких-то личных вещей… то… не знаю, не хотелось бы слишком много распространяться на этот счёт. Дэниел, прежде всего, мой друг — и если он что-то захочет рассказать, то пускай лучше сделает это сам, ОК?

Хорошо, договорились (тем более, что на ближайшее время запланирован наш с ним интервуй!). Продолжая разговор об идеях и задумках: можешь поделиться планами на ближайшее будущее? Какие сюрпризы готовит нам Маттиас Лодмальм?

Да, конечно. Не далее, чем в августе этого года на свет появится новый диск CEMETARY — новый, но при этом совершенно классический CEMETARY. Немного раньше, в июне, Kontra выпустит EP-шник SPEKTRA body : drive. Может, будет что-то ещё… Если хотите следить за новостями из нашего лагеря, не поленитесь зайти на сайт www.interphase-online.com: там всё регулярно обновляется. Спасибо за интервью — и за интерес!

Теги: ,



Есть что сказать? Пишите!

Оставьте свой комментарий

антиспам-проверка (введите число) *

Читайте также:

Интервью с DESTRUCTION. «Главный из Антихристов живет в Риме!»

(Marcel "Schmier" Shirmer, обложка "Музыкального журнала", весна 2001, AC + Zhmen) Годик назад мы радостно приветствовали возращение "Разрушeния" из небытия, при оказии качественно пообщались со Шмером, а теперь этот достойный всяческого уважения...

Close